Найти тему
Книги, сценарии и кино

Тоталитарное общество в русской поэзии

Давно не говорили с вами о поэзии – надо исправляться! Сегодня речь пойдет о поэтах XX века. Тема сложная, в заголовок вынесено такое понятие, как "тоталитарное общество", но в этих стихотворениях присутствует также тема свободы, власти, судьбы и выбора человека.

1. "Гамлет" Б.Л. Пастернака

Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960)
Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960)

Это стихотворение входит в поэтический цикл романа "Доктор Живаго" и приписывается автором своему герою – Юрию Андреевичу Живаго. Подобная "многослойность" присуща и самому тексту: от фигуры театрального актера мы переходим к образу Гамлета, от него – к Христу. Во второй части стихотворения Пастернак намекает на советское тоталитарное общество, где все роли уже прописаны и заранее известны, у тебя нет выбора – остается только жить по навязанному "главным режиссером" плану:

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Финал стихотворения пессимистичен: герой, жаждущий свободы, вынужден страдать и играть по правилам, подчиняться власти.

2. "Охота на волков" В.С. Высоцкого

Владимир Семенович Высоцкий (1938 –1980)
Владимир Семенович Высоцкий (1938 –1980)

Лирический герой стихотворения (песни) Высоцкого так же жаждет свободы, но скован навязанными свыше правилами ("красными флажками"):

Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали - Нельзя за флажки!

Пользуясь тем, что волки принимают эти правила игры и боятся выйти за флажки, егеря-загонщики просто убивают их, наслаждаясь своей властью над покорными животными. Однако наш волк (главный герой) решает бросить вызов системе – и узнать: что же там, за флажками? Смогут ли его остановить?

Я из повиновения вышел
За флажки - жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.

Высоцкий показывает, что можно (и нужно) восстать против окружающей действительности, устроить хотя бы частный бунт, а не терпеть жесткий гнет тоталитарного государства.

3. "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку..." И. А. Бродского

Иосиф Александрович Бродский (1940 – 1996)
Иосиф Александрович Бродский (1940 – 1996)

Написанное в 1970 году стихотворение Бродского наполнено едкой иронией и напоминает "вредные советы", в которых через антитезу показывается вся правда жизни. Так и здесь: автор "советует" читателю не покидать пределы своей комнаты, чтобы не случилось чего-нибудь плохого:

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?

Таково место человека в советской системе: свобода исключительно в стенах своей квартиры, но точно не за ее пределами ("на улице, чай, не Франция").

За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.

В стихотворении говорится и о боязни жить полной жизнью в обществе, где за тобой следят, и о возможности создать целый мир в маленьком замкнутом пространстве (например, свой творческий, поэтический мир). Здесь вспоминаются слова Гамлета (не из вышеупомянутого стихотворения Пастернака, а "настоящего" Гамлета из трагедии Шекспира): "Да мне хватило бы скорлупы ореха, я бы и там считал себя царем вселенной!"