Давно не говорили с вами о поэзии – надо исправляться! Сегодня речь пойдет о поэтах XX века. Тема сложная, в заголовок вынесено такое понятие, как "тоталитарное общество", но в этих стихотворениях присутствует также тема свободы, власти, судьбы и выбора человека.
1. "Гамлет" Б.Л. Пастернака
Это стихотворение входит в поэтический цикл романа "Доктор Живаго" и приписывается автором своему герою – Юрию Андреевичу Живаго. Подобная "многослойность" присуща и самому тексту: от фигуры театрального актера мы переходим к образу Гамлета, от него – к Христу. Во второй части стихотворения Пастернак намекает на советское тоталитарное общество, где все роли уже прописаны и заранее известны, у тебя нет выбора – остается только жить по навязанному "главным режиссером" плану:
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Финал стихотворения пессимистичен: герой, жаждущий свободы, вынужден страдать и играть по правилам, подчиняться власти.
2. "Охота на волков" В.С. Высоцкого
Лирический герой стихотворения (песни) Высоцкого так же жаждет свободы, но скован навязанными свыше правилами ("красными флажками"):
Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали - Нельзя за флажки!
Пользуясь тем, что волки принимают эти правила игры и боятся выйти за флажки, егеря-загонщики просто убивают их, наслаждаясь своей властью над покорными животными. Однако наш волк (главный герой) решает бросить вызов системе – и узнать: что же там, за флажками? Смогут ли его остановить?
Я из повиновения вышел
За флажки - жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.
Высоцкий показывает, что можно (и нужно) восстать против окружающей действительности, устроить хотя бы частный бунт, а не терпеть жесткий гнет тоталитарного государства.
3. "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку..." И. А. Бродского
Написанное в 1970 году стихотворение Бродского наполнено едкой иронией и напоминает "вредные советы", в которых через антитезу показывается вся правда жизни. Так и здесь: автор "советует" читателю не покидать пределы своей комнаты, чтобы не случилось чего-нибудь плохого:
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
Таково место человека в советской системе: свобода исключительно в стенах своей квартиры, но точно не за ее пределами ("на улице, чай, не Франция").
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
В стихотворении говорится и о боязни жить полной жизнью в обществе, где за тобой следят, и о возможности создать целый мир в маленьком замкнутом пространстве (например, свой творческий, поэтический мир). Здесь вспоминаются слова Гамлета (не из вышеупомянутого стихотворения Пастернака, а "настоящего" Гамлета из трагедии Шекспира): "Да мне хватило бы скорлупы ореха, я бы и там считал себя царем вселенной!"