На самом деле тема развития способностей у детей очень важна для будущего, для взрослой жизни. Нет сомнений, все родители хотят для своих детей добра. Но далеко не все понимают, как обнаружить способности, как развить способности ребенка, что и когда для этого делать.
Что такое способности
Способностями и их развитием занимается наука психология. Скучно, конечно, обращаться к научному определению, но иначе можно не понять сути работы по развитию способностей.
Важно
Способности относятся к свойствам конкретной личности. Запомните – это свойства.
Если ребенок в детском саду или в школе демонстрирует какие-то знания или умения, то это не способности. Это просто наличие знаний или умений. А вот быстрота, глубина и прочность овладения этими знаниями или умениями свидетельствуют о наличии способностей. То есть, чем быстрей и качественней ребенок будет овладевать способами и приемами, принадлежащими к какой-то деятельности, тем он способней. Психология еще отмечает, что все эти навыки у способных детей должны выступать как психический регулятор, побуждающий детей их осваивать.
Большинство родителей наверняка слышали, что способности начинаются с задатков (“у вашего ребенка тааакие задатки…”). То есть задатки сигнализируют о возможностях вашего ребенка. Задатки разделяют на:
- первичные. Природные особенности, полученные при рождении.
- вторичные. Особенности, созревшие в ходе развития.
К задаткам можно отнести строение тела с точки зрения анатомии и физиологии, особенности двигательного аппарата, особенности строения органов чувств (экстрасенсорика), особенности нейродинамических свойств мозга (наверняка вы слышали о правом и левом полушарии и за что они отвечают) и т.д.
Вот эти индивидуальные характеристики и являются природными задатками. Здесь следует заметить, что сами по себе задатки не гарантируют, что имеющиеся ВОЗМОЖНОСТИ перерастут в способности. В зависимости от отношения родителей (а также помощи детского сада и школы) к воспитанию малыша задатки (возможности) могут реализоваться в виде способностей, а могут просто атрофироваться за ненадобностью.
К сведению
Перерастание задатков в способности целиком зависит от родителей! Именно в руках родителей будущее благополучие детей.
Как развить способности ребенка? Виды способностей
Только не стоит переводить поиски задатков в болезнь – “У нас одаренный ребенок”. Все должно быть естественным, иначе, если задатки так и не разовьются, вы сделаете больно себе и у своего же ребенка разовьете комплекс неполноценности.
На что же обратить внимание. Психологи давно провели структурный анализ и выделили несколько видов или типов способностей, задатки которых вы можете обнаружить:
- Общие умственные способности. Таких детей называют умными. Их видно сразу в коллективе, на фоне остальных. Они хорошо все помнят, быстро осваиваются в незнакомой среде, правильно реагируют на изменения обстановки, без особых проблем справляются с возникающими проблемами (естественно с проблемами детского уровня).
- Литературные. Эти задатки могут проявиться уже к пяти годам. Ест детки, которые уже читают без напряжения к этому возрасту. И они же бегло пересказывают прочитанное с элементами вставки придуманного. Этих детей можно обнаружить по хорошо развитой наблюдательности и воображению. В разговоре с ними становится понятным все сказанное ими, поскольку у них выразительная речь. Мыслят они образами.
- Конструктивно-технические. По большей части этот вид касается мальчиков. Они учатся понимать работу механизмов, разбирая игрушки на детали. Так непроизвольно у них развивается комбинаторное и пространственное мышление.
- Физические или спортивные задатки. Целый комплекс физических параметров (гибкость, скорость, выносливость, координация движений и пр.) может позволить найти задатки будущего чемпиона профессиональным тренерам. Не секрет, что девочки в художественную гимнастику (да и в спортивную) приходят уже в пять – шесть лет. И уже в этом возрасте видно, кто на что способен.
- Учебные. Не каждый школьник в состоянии быстро понять, проанализировать и начать применять в жизни знания, полученные на занятиях. Из детей с учебными задатками вырастают ученые с мировыми именами, преподаватели ВУЗов, которые в состоянии доходчиво объяснить учебный материал.
- Художественно-изобразительные. Чаще эти задатки называют творческими способностями. Хотя в это понятие входят правильная оценка пропорций увиденного, определение цвета и фактуры, умение выделить в окружающем пространстве интересные детали и особенности, возможно не видимые другими.
Вышеприведенные виды и типы задатков не заканчивают список. Например, сложно сказать, какие задатки могут быть у будущего ведущего хирурга. Да, конечно, это любопытство по отношению к “устройству” животных, людей. Но это только внешние задатки.
Все описанные задатки возникают с рождения (и даже в процессе внутриутробного развития).
После осмысления этого материала, вы уже способны самостоятельно оценить одаренный ребенок у вас или нет. Если вы увидели какие-то задатки, то от ваших действий зависит, разовьются ли они в способности или нет. Кстати, не забывайте о скрытых способностях. Приглядывайтесь к своему ребенку.
Как развить способности ребенка
Способности могут проявиться у ребенка как в раннем возрасте, так и спустя некоторое время, а иногда и во взрослой жизни. Способности проявляются или в отдельном предмете или в нескольких сразу, у каждого по-разному.
Несмотря на то, что способности — это врожденные особенности, их можно и нужно развивать. Развитием ребенка надо начинать заниматься как можно раньше. Еще когда ребенок находится в утробе матери, с ним можно разговаривать, читать ему стихи и сказки, ходить на выставки, слушать музыку. Пусть беременность матери будет наполнена позитивом!
Когда ребенок родился, то продолжайте занятия. Считается, что до трех лет происходит основное развитие. В этом возрасте с ребенком занимаются физическими упражнениями, развитием речи, танцами, музыкой, развитием мелкой моторики рук (рисованием, лепкой, вырезанием и прочим). Когда у ребенка все получается, то обязательно хвалите его, а если нет, то не ругайте, помогите, подскажите, объясните.
Далее по возрасту необходимо, чтобы ребенок получал представление о разных предметах и видах деятельности. Дайте своему чаду попробовать заниматься различными занятиями, только тогда он сможет понять, что ему интересно и при этом легко дается.
Когда ребенок (скорей всего с вашей помощью) определяется, что ему интересно, то тогда он начинает развиваться в этой области.
Внимание!
Нельзя насильно заставлять ребенка заниматься чем-либо,необходимо вызвать у него интерес. В этот момент прислушивайтесь и наблюдайте за своим ребенком. Если занятие доставляет ему удовольствие, то поощряйте эти занятия.
Когда ребенок начинает учиться в школе, то необходимо выявить в каких предметах он преуспевает. И если у него проявляются способности к определенной дисциплине, то и нагрузка в этой области должна быть соответствующей. Расслабление не пойдет ребенку на пользу.
Если у ребенка проявляются интерес и способности вне школьных предметов, например, танцы, музыка, рисование, спорт, то нельзя отмахиваться от таких увлечений. Наоборот способствуйте их развитию. Найдите для ребенка качественную секцию или кружок.
Подведем итог
- Развитием ребенка необходимо заниматься с самого рождения и даже в утробе матери.
- Занятия должны доставлять ребенку удовольствие и выполняться с интересом.
- Предоставьте ребенку как можно более широкий выбор различных видов деятельности.
- Хвалите ребенка за успехи и помогайте в случае неудач.
- Если у ребенка проявились способности, то следует увеличить нагрузку в этом виде деятельности.
Помогите своему ребенку, ведь от этого зависит и путь его развития, и успех в жизни.