Найти тему

Почему так важно изучать психологические различия - часть 1?

Резонные вопросы, которые могут возникнуть: зачем вообще изучать психологические различия, и где результаты изучения применимы?

Начнем с того, что психология, как любая наука, занимается систематизированием человеческих знаний о том или ином предмете. Один из способов систематизации - классификация знаний по тем или иным признакам. Раз существует психология как наука, то значит рано или поздно кто-нибудь бы взялся за систематизацию её знаний. Раз существуют психические различия между людьми, значит резонно предположить, что кто-нибудь придумал бы классификацию типов людей.

При всем при этом важно помнить, что наука сама по себе существовать не должна - это путь в никуда. Такой подход существует и называется "наука ради науки". К счастью, психология - большая отрасль знаний, у которой есть масса ценных применений в реальной жизни. Дифференциальная психология (далее по тексту буду сокращать до ДП, чтобы было удобнее читать), как одна из ветвей психологии, не является исключением. У ДП также имеется огромное множество полезных применений в жизни.

Как всегда, на любое утверждение надо приводить конкретные примеры - без этого никак! Приведу несколько примеров, когда ДП может быть полезной.

Думаю не ошибусь, если скажу, что обучение чему-либо других людей - это тяжелый труд. Вспомним школьные годы чудесные - учительница одна, а детей в классе, допустим, 25 человек. Казалось бы, одна учительница, учит всех одинаково, вещая о чем-нибудь у доски. Однако при этом, одна категория людей схватывает все буквально на лету, другая - схватывает тяжело, третья категория не схватывает вовсе (так как, допустим, летает в облаках или считает ворон); четвертая категория вроде бы и схватывает материал легко, но также легко его забывает. И это я привожу все в упрощенном виде, так как типажей учеников может быть гораздо больше!

Как видим, основной критерий разницы в психологии учеников - скорость и качество восприятия и освоения учебного материала. Мы уже выделили 4 категории учеников.

Каждую категорию можно разбирать и анализировать дополнительно. Допустим, возьмем вторую категорию - те ученики, до которых доходит все долго и тяжело. Взял эту категорию неспроста, так как по моему личному убеждению и наблюдению, этой категории незаслуженно достается больше всех. Дети в этой категории могут разделяться на несколько дополнительных типов: те, которым требуется очень долго вникать в материал, но которые если уж поймут все и выучат, то помнить будут материал очень долго (отдельные уникумы - всю жизнь). Обычно такие дети очень усидчивы и терпеливы, это является одним из дополнительных признаков, идущих в паре с основным. Что я имею в виду? Дело в том, что по дополнительным (косвенным) признакам можно с той или иной долей вероятности вычислить основный признак. На примере: если я знаю, что ребенок очень усидчив и терпелив, то с определенной долей вероятности школьный материал до него будет доходить медленно, но очень верно.
Для уточнения можно взять и другие признаки, которые тесно коррелируют (о терминологии поговорю в отдельной статье) с основным. Чем больше уточняющих дополнительных признаков, тем вернее вычислим основной признак, основной тип изучаемой нами человеческой личности. В идеале, конечно, иметь такой косвенный признак, который однозначно укажет на основной, по которому и вычисляется тип. К сожалению или счастью (это как посмотреть) так бывает на практике очень редко. Чаще всего, нужно анализировать совокупность признаков; более того, некоторые признаки могут исключать полностью вычисленный тип, даже если остальные признаки показывают обратное. Как видим, не все просто...

Так вот, возвращаясь к теме с учениками. Есть и другая подкатегория детей - те, до которых материал доходит очень сложно, как их не учи. Я не говорю о людях с тяжелыми патологиями восприятия, а о более-менее здоровых детях. Тех, кому диагнозы психиатрические не поставлены, но о которых некоторые педагоги говорят, как о "сложных", "сложнообучаемых" детях. Есть несколько косвенных дополнительных признаков, показывающих именно на этот подтип, а не на предыдущий нами разобранный. Сюда относится, например, повышенная склонность к погружению в себя (правда, если разбирать лишь этот признак, то можно нечаянно ошибиться и отнести ребенка к другой категории - те, кто любят летать в облаках и считать ворон. Вот почему так важно изучать сразу несколько признаков в совокупности!). Также у таких детей можем наблюдать хорошие спортивные навыки (скажем, тело более развитое в силовом плане, чем у сверстников). Еще у таких лиц бывает повышенная инертность к происходящему, пониженная скорость реакции. Это все косвенные признаки; возможна такая ситуация, когда ни один из косвенных признаков ярко не присутствует у человека - я привожу очень упрощенный для понимания пример, но в реальной жизни возможна ситуация, когда первичное наблюдение за человеком не дает однозначного выделения его психологического типа. В таком случае очень важно искусство наблюдателя, психолога (под психологом я в своих статьях имею в виду не только дипломированного ученого-психолога, но и простого человека, владеющего определенными психологическими приемами, психотехниками). Об этом поговорю позже, если будет интересно.

Как видим на примере разбора лишь одной из категорий школьных учеников, не все так просто и однозначно. Хороший, талантливый учитель - это тот учитель, который сможет использовать психологические наблюдения в своей преподавательской практике, сможет найти подход к каждому своему ученику в зависимости от его типа и его особенностей. К слову, в типажировании (это ненаучный термин!) я сделал одну ошибку: первую категорию (те, кто схватывают материал и осваивают его легко) нужно объединить с четвертой категорией (назовем их условно "в одно ухо влетело - в другое вылетело"). Четвертая категория является одним из подвидов первой категория, которая в свою очередь может делиться не несколько дополнительных.

Повторюсь, почему важно выделять типы учеников по восприятию и освоению материала в школьном классе: зная типажы учеников, можно с одной стороны подобрать к каждому из них свой подход; с другой стороны, можно получить предварительную, "предиктивную" статистику того, что ожидать от класса. Допустим, я как учитель знаю, что из 25 моих учеников, 22 точно с материалом справятся - не сразу, так после того, как задам домашнее задание. С 3-мя же учениками точно придется заниматься дополнительно - к счастью, сейчас в наше время дополнительные занятия входят в школьную программу и часы эти учителям оплачиваются.

К сожалению, в реальной жизни мне приходилось сталкиваться с тем, что вся эта теория используется не в полной мере, а где-то не используется вовсе. Это, однако, не связано с разбираемым в данной статье предметом, а с системными проблемами в Образовании в нашей стране. Не могу сказать, что никто ничего не делает - прогресс наблюдается, так как и наука не стоит на месте.

Вернусь к заглавному вопросу настоящей статьи: почему так важно изучать психологические различия... Итак, мы увидели, что выявление психологических особенностей конкретных людей может дать нам определенные знания об их типе. Из полученных нами наблюдений, когда мы вычислили типаж разбираемого нами человека, можно получить дополнительные знания, от которых и далее можно отталкиваться.

В продолжениях материала я расскажу на дополнительных примерах о том, почему так все это важно и как полученные знания можно использовать

Благодарю за внимание! Если понравилась статья, то пожалуйста ставьте "лайки" - мне важно знать, стоит ли продолжать и заслуживает ли моя работа положительной оценки :-)