Найти тему
Георгий КУЗИН

Столица глазами немецких летчиков – аэрофотосъемка Москвы с целями для ударов

В американских архивах сохранились материалы немецкой разведки, включая аэрофотосъёмку Москвы 1941-1943 гг. Высокое качество фотографий позволяет детально рассмотреть город с высоты птичьего полета, сопоставить с сегодняшними спутниковыми снимками.

Авиазавод №23 в Филях, сейчас ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, август 1943 г.
Авиазавод №23 в Филях, сейчас ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, август 1943 г.

Фотосъемка 1943 года авиационного завода №23 в Филях. Завод был в концессии у компании Юнкерс в 1923-1927 гг., поэтому расположение корпусов немцам было хорошо известно. В октябре-ноябре 1941 г. завод был эвакуирован, а уже в декабре на территории эвакуированного завода №22 в Москве образован авиационный завод №23. В 1960 году предприятие было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники. Сейчас оно называется ГКНПЦ имени М. В. Хруничева. На фото хорошо виден аэродром завода – светлая широкая полоса, а севернее – поле, теперь там Филевский бульвар и жилой район. Слева – Карамышевское спрямление. Канал, шлюз, ГЭС и мост были построены в 1937 году. До сих пор с юга от канала используется старая дорога, с изгибом. Новая, как часть Северо-Западной Хорды, пока строится. В левом верхнем углу – деревня Хорошево, широкой дороги и домиков вдоль нее теперь нет, а Проспект Маршала Жукова проходит немного севернее.

Заводской корпус Завода №22, пострадавший от бомбежки, 1941 г.
Заводской корпус Завода №22, пострадавший от бомбежки, 1941 г.

Во время первого авианалёта на Москву 22 июля 1941 года на территорию завода попало около сорока фугасных и более четырёхсот зажигательных бомб, пострадало несколько корпусов, погибли 92 рабочих.

Москва, Дорогомилово и окрестности, январь 1943 г.
Москва, Дорогомилово и окрестности, январь 1943 г.

На фото выделены стратегические объекты – в центре слева с номером 40817 – Киевский вокзал и ж/д пути, справа от вокзала через реку – Военная академия имени М. В. Фрунзе, южнее, в треугольнике Сквера Девичьего поля – две белые точки – вероятно зенитные батареи. Дорога посередине карты, проходящая с востока на запад – Арбат, Б. Дорогомиловская и Можайское шоссе – теперь Кутузовский проспект. Хорошо видно, что часть фасадных сталинских домов уже построена. Нет еще гостиницы Украины и части Кутузовского от Б. Дорогомиловском до Новоарбатского (Калинского) моста – все это будет построено после войны. Остальные мосты на месте – они выделены белым, как цели ударов. Полукруглая широкая улица в правой части – Садовое кольцо. Внутри его планировка улиц практически не изменилась, только в 60-е годы был проложен Новый Арбат (проспект Калинина). В середине слева можно увидеть два водоема. Это затопленные бывшие карьеры-каменоломни. Отсюда и пошло название района – “Камушки”. Сейчас там Москва-Сити. В верхней части фото – район Пресня. Виден парк Красная Пресня, а севернее выделяются жилые дома на Шмитовском проезде.

Последствия авиабомбардировок. Москва, Пресня и окрестности, 1941 г.
Последствия авиабомбардировок. Москва, Пресня и окрестности, 1941 г.

Во время нанесения авиаударов и после производилась повторная съемка для определения результатов. На фото хорошо видно, где и что горит. Черный дым в левом нижнем углу – пожар на заводе «Москвотоль», сейчас – “Филикровля”. В середине верней части несколько очагов пожаров. Много небольших строений с подходящими к ним железнодорожными путями – овощехранилище. Сейчас на этом месте Краснопресненская плодоовощная база. Дым в правой части – район станции Москва-Товарная-Смоленская. Для сравнения, ниже фото этого же района, сделанное в 1942 году.

Москва, Пресня и окрестности, 1942 г.
Москва, Пресня и окрестности, 1942 г.

Источник фото http://www.wwii-photos-maps.com

Для сопоставления фотографий с картами удобно использовать http://retromap.ru