Найти тему

Воронеж: во время кризиса запрос к власти растет

Оглавление

http://2035.media/2018/04/20/voronezh

В ходе Грушинской социологической конференции 2017 года вниманию экспертного сообщества были представлены итоги масштабного исследования  региональных элит, посвященного их пониманию образа будущего. Исследование было проведено Центром стратегических разработок (ЦСР) совместно с Ассоциацией независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) и Аналитическим центром «Эксперт» осенью 2016 года. На основании его публичной части мы подготовили инфографику в виде карт проблем регионов, которые потом сопоставили с картами предложенных решений. С результатами этой работы предлагаем познакомиться в рамках нашего специального цикла публикаций

Воронежская область — близкий к идеальному пример региона Центральной России. Здесь присутствуют все характерные проблемы таких субъектов Федерации и формулируются типичные варианты их решения

-2

Карта ограничений

Воронежская область – крупный регион центральной полосы европейской части России. Административный центр области — «миллионник» Воронеж неофициально называют столицей Центрального Черноземья. Близость региона к Москве, развитая транспортная инфраструктура и благоприятные условия для ведения сельского хозяйства предопределили развитие аграрного сектора. Вместе с тем с советских времен здесь сохранились сильные машиностроение, металлообработка, электронная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия, которые в значительной степени ориентированы на экспорт.

Однако экономические санкции создают обстановку неопределенности для бизнеса, для людей, которые принимают экономически значимые решения. По мнению участников встречи, это не позволяет выстраивать стратегию развития предприятий, ориентироваться на четкие и понятные бизнес-показатели.

Еще один внешний фактор – напряженность, связанная с соседней Украиной, отношения с которой резко ухудшились в последние годы. Это осложнило экономические взаимосвязи и увеличило миграционный поток, а значит создало дополнительную нагрузку на социальную систему области.

В такой ситуации бизнес и общество, с одной стороны, ждут предсказуемой политики федеральных и региональных властей, направленной на поддержку местных игроков и освоение ими новых перспектив; с другой стороны не сильно доверяют ей.

В частности, у бизнеса много вопросов к непрозрачному налогообложению и формированию бюджета, к наличию многих правовых ограничений (например, сложность разрешительных процедур в строительстве, проблемами с сертификацией продукции).

Традиционны и нарекания к финансовой системе. Бизнесу остро не хватает доступных финансовых ресурсов. Кредитная ставка для бизнеса в 10% при инфляции в 6% представляется предпринимателям «нонсенсом, одним из главных ограничителей возможности для инвестиций и развития».

Отдельного внимания заслуживает отсутствие профессиональных кадров. Причин этому, как минимум, три: низкое качество образования и несоответствие требованиям рынка, снижение предприятиями инвестиций в человеческий капитал – они попали под сокращение в первую очередь, и близость Москвы, которая как пылесос вытягивает из Воронежа высокообразованную молодежь и квалифицированных специалистов.

Возможно именно поэтому, в Воронежской области участниками встречи отмечена межнациональная и межрелигиозная нестабильность. Выбывающее местное население замещается мигрантами из стран Средней Азии и Закавказья. В меньшей степени, но существует приток мигрантов из Украины, который также усиливает конкуренцию на региональном рынке труда.

Карта решений

Приоритет в преодолении имеющихся ограничений участники встречи отдали экономической повестке. Они посчитали, что в первую очередь необходимо определиться с приоритетами государственной политики. Среди них должны быть как те, что гарантируют доходы и обеспечивают экспорт сегодня (например, сельское хозяйство), так и те, что будут приносить доходы завтра (IT, подготовка высококвалифицированных кадров, возможно — авиастроение).

К условиям формирования комфортной бизнес-среды были отнесены как меры по улучшению возможностей финансирования бизнеса, так и обязательное привлечение его к реализации глобальных проектов (создание транспортно-логистического хаба, повышение туристско-рекреационного потенциала).

Основной запрос на определение политики был адресован к государству, что закономерно – воронежская вертикаль считается одной из самых эффективных в стране. В то же время, участники встречи говорили о том, что для запуска успешных изменений важно не только иметь план реформ, но и команды из людей, обладающих необходимыми компетенциями, представляющих различные группы интересов и несущих ответственность за результат.

Предполагается, что доверие к этим командам будет выше при условии открытой и понятной процедуры их формирования, если они будут включать местных экономически и социально активных людей, обладающих «культурой успеха».

В отношении регионального человеческого потенциала действует, скорее, принцип абстрактной синергии – надо всё поддерживать, всех готовить, везде налаживать взаимодействие и всё получится.

Сравнение карт

Сравнение карт показывает, что на первом месте в области находится экономический вопрос. Для участников встречи остальные вопросы, скорее, вторичны. Вероятно предполагается, что ответы на них могут быть получены после того как раскрутится маховик экономики.

Право первого ответа на основной вопрос принадлежит действующей региональной команде. Однако, на момент встречи уже возникла потребность, чтобы этот ответ не столько директивным, сколько лидерским, а значит учитывал мнение различных региональных акторов.

Познакомиться с другими публикациями регионального цикла вы можете здесь