Дискуссионной проблемой современной психологии остается вопрос: в какой мере зависит интеллект от наследственности и от влияния окружающей среды. Одни ученые утверждают, что коэффициент интеллекта на 80 процентов определяется наследственностью и только на 20 - окружением. Другие, напротив, подчеркивают решающее влияние среды, причем приводят аргументы, что оно может влиять и на наследственность.
Ученые провели несколько опытов. Молодых мышей впустили в лабиринт, откуда они должны были найти выход. За время проведения экспериментов не только сами мыши научились быстрее избирать правильный путь, но и их потомство обнаруживало большие способности при решении этого задания. На этот факт ссылаются сторонники теорий о влиянии окружения на интеллект, утверждая, что и умения, добытые на основе навыка, в определенной среде наследуются.
Сторонники влияния наследственности, напротив, как доказательство приводят факты исследования близнецов, которые после рождения были разлучены и вырастали в разных условиях. Исследователям стоило немало усилий найти такие случаи, ведь шла речь о детях, которые в первые годы жизни потеряли родителей и попали на воспитание к разным родственникам или к разным опекунам. Тесты, проведенные впоследствии среди таких детей, показывают приблизительно одинаковый интеллектуальный коэффициент, хотя дети росли в различных условиях.
В доказательство большого влияния среды на интеллект, западные ученые приводят такой интересный факт. В одном из сиротских домов условия жизни детей были настолько плохими, что их вообще нельзя сравнить с условиями обычного человеческого существования. Для эксперимента приблизительно половину детей перевели в дом для сирот со значительно лучшими условиями. Других детей перевести не удалось, из-за нехватки мест. Спустя некоторое время почти у всех переведенных детей интеллектуальный коэффициент поднялся до среднего уровня, тогда как у всех, кто остался в запущенной среде, он и в дальнейшем держался ниже среднего.
В связи с этим, интересно вспомнить кое-что о механизме наследственности, какой замечен не только в интеллекте, но и во многом другом, скажем, в росте. Имеется в виду такое явление, как регрессия (возвращение к норме). Если бы интеллект всегда определялся лишь наследственностью, то дети интеллектуальных родителей сами должны были вырастать такими, а дети гениев - гениальными. Однако, как известно, так не бывает. Природа всегда возвращает к средней норме как отклонения в интеллекте, так и отклонения в росте. Это значит, что когда родители имеют IQ 120, то их дети вероятней всего будут иметь - 110. И, наоборот, в семье, где у родителей был IQ 90, дети могут характеризоваться коэффициентом приблизительно 95.
Так же и рост. Где родители очень высокого роста, следующее поколение возвращается к норме, тогда как родители небольшого роста имеют высоких детей.
Какие выводы можно сделать? На интеллект человека, кроме наследственности, также имеет большое влияние среда, окружение, воспитание и самосовершенствование. Главное, что интеллект можно развивать, особенно с раннего возраста.