Найти в Дзене
Военные истории

Оставшиеся в живых, оглушенные взрывами, фашисты бросились отступать и нарывались на мины

Февраль 1943 встретил суровой зимой. Еще в конце января была оттепель и разлилась Двина в берегах, но с началом февраля ударили лютые морозы. Наша партизанская бригада патрулировала Полоцко-Лепельскую зону.

Фронт был близко и это чувствовалось. Советская армия наступала. Все чаще слышна была канонада по ночам на железнодорожных путях Полоцк – Витебск. Наши с воздуха обстреливали железнодорожное полотно и автомагистрали, по которым двигался противник с живой силой и оружием. Мы радовались наступлению советской армии как дети. Деды и мужчины в годах нередко вытирали украдкой слезы. Победа витала в воздухе и все ощущали, что конец проклятой войны близок.


Мы тщательно следили за передвижением врага, добавляя ему хлопот и смертельного страха. Все сведения передавались нашими разведчиками на восток для советской армии и плоды совместных усилий были все более очевидными.
Вскоре мы поняли, что враг путается обосноваться на левом береге западной Двины. Окресные деревни в этом районе были сожжены еще в 1942, а выжившие жители ушли под защиту партизан в леса. Несмотря на лютый февральский мороз фашисты стали окапываться на левом берегу, соорудили четыре пулеметные точки, вырыли траншеи и котлован для патрулирования местности.

Мы уж было приготовились принять ночной бой, но с удивлением обнаружили, что немцы ушли с позиции опасаясь нашего ночного визита. Тем не менее за ночь мы успели заминировать подготовленные ими позиции.
Утром 11 февраля 1943 враг обнаружил, что пулеметные точки разрушены. Направились в выстроенное ими караульное помещение и попали на мины. Гулкие подземные взрывы засыпали вырытые траншеи. Оставшиеся в живых, оглушенные взрывами фашисты бросились отступать и нарывались на мины. Мы открыли пулеметный огонь со своего берега Двины.


Наши действия рассердили врага и целый день строчил пулемет в нашу сторону. Но, казалось даже сама природа защищала нас от непрошенных гостей. Берег Двины с нашей стороны был достаточно крут и попасть было сложно. Да и ушли мы давно с тех позиций, дивясь фашистской трусости как можно столько патронов переводить на ветви деревьев, да на глиняные насыпи берега.


Ближе к ночи стрельба утихла и стало ясно, что враг продолжил работу над траншеями. На этот раз враг поставил дозорную охрану в всю ночь освещал прожекторами местность. Но мы и не думали наступать. У нас были другие планы. За эту ноч мы успели взорвать до двух тысяч рельсов и семь железнодорожных мостов на полотне Полоцк – Крулевщина совместными действиями партизанских бригад в окрестных лесах. Тысячи километров телеграфной связи были перерезаны.


На утро тысячи вражеских эшелонов скопились на местных железнодорожных станциях о чем тут же по партизанским каналам было сообщено командованию советской армии. Бомбовые удары нашей армии по гитлеровским эшелонам последовали незамедлительно.