Первая мировая война породила немало новых видов вооружения и боевой техники. Среди них- военная авиация, подводный флот и конечно же танки. Работы по созданию собственных образцов бронетехники в СССР начались ещё во время гражданской войны. Это были почти полные копии зарубежных моделей ( "Русский Рено" и др.) В постановлении ЦК ВКП(б) "О состоянии обороны СССР" от 15 июля 1929 года ставилась задача наряду с модернизацией существующего вооружения добиться в течение ближайших двух лет получения опытных образцов, а затем внедрения в армию современных типов артиллерийских орудий, танков и самолетов. И уже тогда стало ясно: для развития собственной современной бронетанковой техники знаний и опыта отечественных конструкторов недостаточно. Поэтому было принято решение обратиться к помощи зарубежных специалистов. в первую очередь из . Тогда ни о каком Гитлере речь не шла, у власти в Германии находилось вполне дружественное правительство социал-демократов (Веймарская республика.)
Поэтому в марте 1930 года в Советский Союз прибыла группа инженеров из Германии. Среди них- Эдвард Гротте, которому поручили возглавить разработку новых перспективных танков для вооружения РККА. Контроль за деятельностью этой группы осуществлял Технический отдел ЭКУ ОГПУ, который в апреле 1930 года выдал Э. Гротте техническое задание на проектирование танка массой 18-20 т, скоростью 35-40 км/ч и толщиной брони 20 мм.
ТГ- танк Гротте
Вооружение должно было состоять из двух орудий калибра 76 и 37 мм и пяти пулеметов. Остальные параметры (размещение и установка вооружения, боекомплект, запас хода и т.д.) оставили на усмотрение конструктора.
Испытания танка начались 27 июня 1931 года и продолжались с перерывами до 1 октября. Танк продемонстрировал неплохую проходимость и маневренность. Вместе с тем было отмечено множество конструктивных недоработок. По распоряжению правительства 4 октября 1931 года была создана специальная комиссия для тщательного изучения танка Гротте.
Ознакомившись с машиной и заслушав доклад конструктора, комиссия решила: «Считать, что танк ТГ в данном виде является чисто экспериментальным типом танка. Последующую работу над танком ТГпоручили новому КБ под руководством Н.В. Барыкова.
Однако, работа над ТГ стала лишь прелюдией к "главным" творениям Гротте . Он предлагал Советскому правительству целую серию тяжелых и сверхтяжелых машин, увенчанную исполинским 1000-тонным «наземным линкором». Под его руководством разрабатывался танк ТГ-5— советский проект сверхтяжёлого танка. По замыслу конструктора, это должна была быть машина с 3 или 5 башнями, в которых было бы установлено более десятка орудий, и колоссальной бронёй. Двигаться этот монстр должен был при помощи 2—4 корабельных двигателей мощностью по 24 000 л.с. каждый, со скоростью до 60 км/ч.
Этот проект не был реализован из-за чрезвычайно громоздкой и сложной для освоения в производстве конструкции, делавшей его постройку нереальной. Советское правительство отказалось от дальнейших услуг Гротте, и он вернулся в Германию.
Но бурное кипение конструкторской мысли на этом не иссякло. Во время Второй мировой войны Гротте занимался в министерстве вооружений Германии вопросами строительства подводных лодок. Вместе со своим коллегой — доктором Гаккером — он представил Гитлеру проект сверхтяжёлого танка «Landkreuzer» ("Сухопутный Крейсер" по-русски) массой около 1000 тонн.
После обсуждения проекта с рейхсминистром вооружений Альбертом Шпеером, проект получил условное обозначение Ratte — «Крыса». 20 декабря 1942 года на свет появились первые эскизы, поражавшие воображение размерами.
Представьте себе монстра длиной 35 метров, шириной 14 метров и высотой 11 метров.
Теперь добавьте целых два корабельных орудия ShiffsKanone C/28калибром 280 мм и длиной ствола почти 15 метров. Снаряд для такой пушки весил 330 кг и имел 8,1 кг взрывчатого вещества в бронебойном варианте, 315 кг и 17,1 кг в фугасном и был способен пролететь более 42 километров.
Для уничтожения воздушных и легкобронированных наземных целей имелось 8 20 мм орудий Flak 38 и 2 15 мм пушки Mauser MG151/15.
Также постоянно прорабатывались иные варианты вооружения, например, третье 128 мм орудие или дополнительные мелкокалиберные пушки FlaK 3.
Разумеется, у танка имелась и соответствующая размерам броня, точных данных о которой нет, но известна её приблизительная толщина 200-250 мм со всех сторон и то, что наиболее важные места должны были получить дополнительную защиту, сделав Ratte своеобразной крепостью, защищённой от почти всего кроме бомбардировок с воздуха и сверхмощной артиллерии.
Учитывая броню и орудия, вес одной лишь только башни подбирался к 400 тоннам, а вес Ratte целиком был около 1000 тонн.
Интересно то, что этот вес бы имел почти пустой корпус, а орудия, неучтённые здесь, весили примерно 100 тонн, не стоит забывать и про ходовую часть, двигатели, трансмиссию и прочее.
Передвигать такой танк очень нелёгкая задача, поэтому Ratte получил гусеницы, состоящие из тройных треков и шириной 3,5 метра, а вращать их должна была мощнейшая силовая установка, состоящая из 2 дизельных двигателей MAN, использующихся на подлодках, по 8500 л.с. каждый или 8 дизельных двигателей Daimler-Benz, использующихся на торпедных катерах, по 2000 л.с. каждый.
По предварительным расчётам танк мог достигнуть скорости 35-40 км/час по шоссе, что кажется весьма нереалистичным.
По ряду данных, проект был разработан на основании ранних идей Гротте. Может быть, это была попытка отомстить руководству СССР за непризнание "гениальности"? Но и германское министерство её тоже не оценило. Препятствием для реализации этого проекта Гротте стало решение Шпеера, который в начале 1943 года закрыл все проекты «Сухопутных Крейсеров». Сложно сказать к сожалению, или к счастью, Ratte так и не появился на свет, даже в качестве прототипа, хотя некоторые источники утверждают, что башня была создана и отправилась воевать в Норвегию как часть береговой батареи.
Проект так и не был полностью проработан, поэтому сейчас известны лишь примерные характеристики и внешний вид.
- Для его создания потребовалось бы огромное количество хороших специалистов и ресурсов.
- В процессе транспортировки, немцы бы столкнулись с тем, что новый танк не способен преодолевать мосты, да и транспортироваться на дальние расстояние тоже, поскольку не помещается ни на одну железнодорожную платформу.
- Добравшись до поля боя, Крыса тоже не оказалась бы в своей стихии, поскольку огромные размеры не позволяли замаскировать танк и, вместе с плохой подвижностью, делали его отличной целью для авиации.
Гораздо проще сказать то, что Ratte оказался бы слабо приспособлен к войне, будь он всё же воплощён в металл. Благодаря своим размерам, Ratte мог вброд преодолевать не особо глубокие водные препятствия, но вряд ли бы это сильно помогло.
Впрочем, морально воздействовать на противника у сверхтяжёлого Landkreuzer P. 1000 Ratte вполне бы получилось, но тратить большое количество ресурсов, времени и искать высококвалифицированных рабочих лишь ради этого слишком нерационально. И это понял даже Гитлер, несмотря на свою любовь к гигантизму и чудо-оружию...
Поддержи автора, он старался! Ставьте пальчики, предлагайте новые темы, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.
Не забывайте делиться в соц.сетях, это поможет продвижению канала!
Не пропустите самое интересное!
Внимание! Комментарии, содержащие оскорбления в адрес других читателей, будут немедленно удаляться, их авторы — блокироваться.