Найти тему
телега времени

Бронированные монстры Эдварда Гротте.

Первая мировая война породила немало новых видов вооружения и боевой техники. Среди них- военная авиация, подводный флот и конечно же танки. Работы по созданию собственных образцов бронетехники в СССР начались ещё во время гражданской войны. Это были почти полные копии зарубежных моделей ( "Русский Рено" и др.) В постановлении ЦК ВКП(б) "О состоянии обороны СССР" от 15 июля 1929 года ставилась задача наряду с модернизацией существующего вооружения добиться в течение ближайших двух лет получения опытных образцов, а затем внедрения в армию современных типов артиллерийских орудий, танков и самолетов. И уже тогда стало ясно: для развития собственной современной бронетанковой техники знаний и опыта отечественных конструкторов недостаточно. Поэтому было принято решение обратиться к помощи зарубежных специалистов. в первую очередь из . Тогда ни о каком Гитлере речь не шла, у власти в Германии находилось вполне дружественное правительство социал-демократов (Веймарская республика.)
Поэтому в марте 1930 года в Советский Союз прибыла группа инженеров из Германии. Среди них-
Эдвард Гротте, которому поручили возглавить разработку новых перспективных танков для вооружения РККА. Контроль за деятельностью этой группы осуществлял Технический отдел ЭКУ ОГПУ, который в апреле 1930 года выдал Э. Гротте техническое задание на проектирование танка массой 18-20 т, скоростью 35-40 км/ч и толщиной брони 20 мм.

ТГ- танк Гротте

Фото. Источник интернет. Свободный доступ.
Фото. Источник интернет. Свободный доступ.

Вооружение должно было состоять из двух орудий калибра 76 и 37 мм и пяти пулеметов. Остальные параметры (размещение и установка вооружения, боекомплект, запас хода и т.д.) оставили на усмотрение конструктора.

Фото. Источник интернет. Свободный доступ.
Фото. Источник интернет. Свободный доступ.

Испытания танка начались 27 июня 1931 года и продолжались с перерывами до 1 октября. Танк продемонстрировал неплохую проходимость и маневренность. Вместе с тем было отмечено множество конструктивных недоработок. По распоряжению правительства 4 октября 1931 года была создана специальная комиссия для тщательного изучения танка Гротте.
Ознакомившись с машиной и заслушав доклад конструктора, комиссия решила: «Считать, что танк
ТГ в данном виде является чисто экспериментальным типом танка. Последующую работу над танком ТГпоручили новому КБ под руководством Н.В. Барыкова.

Однако, работа над ТГ стала лишь прелюдией к "главным" творениям Гротте . Он предлагал Советскому правительству целую серию тяжелых и сверхтяжелых машин, увенчанную исполинским 1000-тонным «наземным линкором». Под его руководством разрабатывался танк  ТГ-5— советский проект сверхтяжёлого танка. По замыслу конструктора, это должна была быть машина с 3 или 5 башнями, в которых было бы установлено более десятка орудий, и колоссальной бронёй. Двигаться этот монстр должен был при помощи 2—4 корабельных двигателей мощностью по 24 000 л.с. каждый, со скоростью до 60 км/ч.

Фото. Источник интернет. Свободный доступ.
Фото. Источник интернет. Свободный доступ.

Этот проект не был реализован из-за чрезвычайно громоздкой и сложной для освоения в производстве конструкции, делавшей его постройку нереальной. Советское правительство отказалось от дальнейших услуг Гротте, и он вернулся в Германию.

Но бурное кипение конструкторской мысли на этом не иссякло. Во время Второй мировой войны Гротте занимался в министерстве вооружений Германии вопросами строительства подводных лодок. Вместе со своим коллегой — доктором Гаккером — он представил Гитлеру проект сверхтяжёлого танка «Landkreuzer» ("Сухопутный Крейсер" по-русски) массой около 1000 тонн.

Фото. Источник интернет. Свободный доступ.
Фото. Источник интернет. Свободный доступ.

После обсуждения проекта с рейхсминистром вооружений Альбертом Шпеером, проект получил условное обозначение Ratte — «Крыса». 20 декабря 1942 года на свет появились первые эскизы, поражавшие воображение размерами.

Фото. Источник интернет. Свободный доступ.
Фото. Источник интернет. Свободный доступ.
Фото. Источник интернет. Свободный доступ.
Фото. Источник интернет. Свободный доступ.

Представьте себе монстра длиной 35 метров, шириной 14 метров и высотой 11 метров.

Теперь добавьте целых два корабельных орудия ShiffsKanone C/28калибром 280 мм и длиной ствола почти 15 метров. Снаряд для такой пушки весил 330 кг и имел 8,1 кг взрывчатого вещества в бронебойном варианте, 315 кг и 17,1 кг в фугасном и был способен пролететь более 42 километров.

Для уничтожения воздушных и легкобронированных наземных целей имелось 8 20 мм орудий Flak 38 и 2 15 мм пушки Mauser MG151/15.

Также постоянно прорабатывались иные варианты вооружения, например, третье 128 мм орудие или дополнительные мелкокалиберные пушки FlaK 3.

Разумеется, у танка имелась и соответствующая размерам броня, точных данных о которой нет, но известна её приблизительная толщина 200-250 мм со всех сторон и то, что наиболее важные места должны были получить дополнительную защиту, сделав Ratte своеобразной крепостью, защищённой от почти всего кроме бомбардировок с воздуха и сверхмощной артиллерии.

Учитывая броню и орудия, вес одной лишь только башни подбирался к 400 тоннам, а вес Ratte целиком был около 1000 тонн.

Интересно то, что этот вес бы имел почти пустой корпус, а орудия, неучтённые здесь, весили примерно 100 тонн, не стоит забывать и про ходовую часть, двигатели, трансмиссию и прочее.

Передвигать такой танк очень нелёгкая задача, поэтому Ratte получил гусеницы, состоящие из тройных треков и шириной 3,5 метра, а вращать их должна была мощнейшая силовая установка, состоящая из 2 дизельных двигателей MAN, использующихся на подлодках, по 8500 л.с. каждый или 8 дизельных двигателей Daimler-Benz, использующихся на торпедных катерах, по 2000 л.с. каждый.

По предварительным расчётам танк мог достигнуть скорости 35-40 км/час по шоссе, что кажется весьма нереалистичным.

По ряду данных, проект был разработан на основании ранних идей Гротте. Может быть, это была попытка отомстить руководству СССР за непризнание "гениальности"? Но и германское министерство её тоже не оценило. Препятствием для реализации этого проекта Гротте стало решение Шпеера, который в начале 1943 года закрыл все проекты «Сухопутных Крейсеров». Сложно сказать к сожалению, или к счастью, Ratte так и не появился на свет, даже в качестве прототипа, хотя некоторые источники утверждают, что башня была создана и отправилась воевать в Норвегию как часть береговой батареи.

Проект так и не был полностью проработан, поэтому сейчас известны лишь примерные характеристики и внешний вид.

  • Для его создания потребовалось бы огромное количество хороших специалистов и ресурсов.
  • В процессе транспортировки, немцы бы столкнулись с тем, что новый танк не способен преодолевать мосты, да и транспортироваться на дальние расстояние тоже, поскольку не помещается ни на одну железнодорожную платформу.
  • Добравшись до поля боя, Крыса тоже не оказалась бы в своей стихии, поскольку огромные размеры не позволяли замаскировать танк и, вместе с плохой подвижностью, делали его отличной целью для авиации.

Гораздо проще сказать то, что Ratte оказался бы слабо приспособлен к войне, будь он всё же воплощён в металл. Благодаря своим размерам, Ratte мог вброд преодолевать не особо глубокие водные препятствия, но вряд ли бы это сильно помогло.

Впрочем, морально воздействовать на противника у сверхтяжёлого Landkreuzer P. 1000 Ratte вполне бы получилось, но тратить большое количество ресурсов, времени и искать высококвалифицированных рабочих лишь ради этого слишком нерационально. И это понял даже Гитлер, несмотря на свою любовь к гигантизму и чудо-оружию...

Поддержи автора, он старался! Ставьте пальчики, предлагайте новые темы, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.
Не забывайте делиться в соц.сетях, это поможет продвижению канала!
Не пропустите самое интересное!
Внимание! Комментарии, содержащие оскорбления в адрес других читателей, будут немедленно удаляться, их авторы — блокироваться.
Хобби
3,2 млн интересуются