В моем интервью с продавцом допинга, опубликованном на сайте «Матч ТВ», упоминалось, что популярностью у покупателей пользуется препарат TB-500, который «берут очень активно». Ситуация с этим веществом настолько интересная, что я решил посвятить ему отдельный материал.
Что это такое?
Это пептид (цепочка аминокислот), которая была выделена из вилочковой железы, имеющей еще одно название – тимус. TB-500 - одно из наименований, носящее скорее технический характер. Более полное – Тимозин Бета-4 (Thymosin-β4). В современной фармакологической промышленности используется синтетический аналог, который создается полностью искусственно, точно так же как и синтетические гормон роста и эритропоэтин.
Что он делает?
На практике в спорте достигаются два эффекта, степень проявления которых различна. В некоторых случаях препарат ускоряет заживление травм, но гораздо стабильнее показывает себя в качестве средства профилактики перенапряжения сердца. Именно кардиопротекторные свойства принесли ему такую популярность в циклических видах, несколько даже удивительную. Дело в том, что изначально, как и большая часть допинга, препарат пошел в бодибилдинг и фитнес, где отзывы оказались противоположными. На ком-то он работал, а на ком-то нет. Попав же в распоряжение представителей циклических видов, ТВ-500 продемонстрировал способность помогать переносить тяжелые интервальные и повторные тренировки, когда нагрузка на сердце очень высока.
Почему он запрещен?
WADA запрещено к использованию все, что не одобрено для использования людьми. Все лабораторные и ветеринарные препараты, даже самые безобидные, запрещены. Уже этого достаточно, чтобы за использования TB-500 полагалась дисквалификация.
Откуда его везут?
Из Китая. Привозят оптовые партии, растамаживают или как ветеринарный препарат, или как биодобавку, затем уже в России печатают этикетки на флаконы и при необходимости на коробки для упаковки флаконов. Но сам препарат производится в Китае и оттуда расходится по всему миру, не только в Россию, конечно. Кстати, первый громкий скандал с использованием TB-500 спортсменами грянул в Австралии в 2013 году, но тогда речь шла не о положительных пробах, а об осведомительстве, которое вскрыло факт использования допинга игроками команды по регби-13 «Кроналла-Сазерленд Шаркс». С определением же следов вещества в моче все намного сложнее.
Его можно поймать?
Тут начинается самое интересное. Дело в том, что препарат официально на людях не используется. Соответственно, провести какое-либо полноценное исследование достаточно сложно. Существуют две тематические научные работы, обе датированы 2012 годом. Первая, за авторством китайских ученых, посвящена практическому определению ТВ-500 в моче, но у лошадей. Вторая, которую выпустили немцы совместно с бельгийцами, рассматривает лишь следы препарата у человека, но не скорость их выведения. Из этих двух работ можно сделать неутешительные для антидопинговых служб выводы:
- Вещество надежно определяется в моче до одиннадцати часов после приема (речь, напомню, о лошадях, для людей эта цифра меньше)
- Не существует официального производства этого препарата
- Следовательно, то, что продается в черном рынке, содержит разнообразные примеси, отклонения и иногда вообще не является TB-500, то есть лаборатории толком даже не понимают, как настраивать аппаратуру
В принципе первым пунктом можно было бы и ограничиться. Столь короткое время определения препарата делает малоэффективными любые методы, которыми пользуются борцы с допингом. Даже если проверять спортсмена каждое утро в 7:00, он спокойно может совершать инъекции сразу после проверки, допустим в 10:00, и к следующему утру быть уже «чистым». А то, что на черном рынке качество товара, степень его чистоты, количество примесей и вообще его достоверность могут очень сильно различаться, делает задачу почти невыполнимой.
История уже знает пример, когда именно плавающее качество подпольной продукции превращало работу допинг-контроля в пытку. Речь идет о китайском ЭПО во второй половине нулевых. К тому времени лаборатории уже научились надежно определять официально производимые продукты ЭПО, такие как «Эпокрин», «Рекормон», «Аранесп» и т. д. Их создавали серьезные фармакологические компании, с постоянным контролем качества производства. А вот из Китая шло не пойми что, различающееся и по кислотности, и по примесям. Разброс показателей был непредсказуемым, а когда несколько образцов такого китайского ЭПО по чуть-чуть смешивали в один «коктейль», то определение становилось очень проблематичным.
Вот точно так же сейчас обстоит ситуация и с TB-500. Понятно, этим пользуются недобросовестные спортсмены и тренеры.
В чем подвох?
В том, что пробы с крупнейших турниров теперь хранятся десять лет. Более того, все последние пробы с внутрироссийских соревнований хранятся уже не в Москве, а большей частью в Зайберсдорфе (Австрия), чья лаборатория является основным подрядчиком у РУСАДА по выполнению проверок мочи на допинг. Сколько будут пребывать в австрийских холодильниках пробы с условного чемпионата России 2018 года по любому циклическому виду спорта – зависит лишь от объема и количества этих самых морозильных агрегатов.
Как это часто бывает, вопрос определения того или иного запрещенного вещества упирается не только в теорию, но и в аппаратные ограничения. На современном уровне развития аппаратуры для проведения допинг-контроля TB-500 действительно практически неуловим. Но что произойдет в этой индустрии через пять лет? Какие сюрпризы преподнесут перепроверки образцов на новом оборудовании? А они, поверьте, обязательно будут, достаточно изучить историю подобных скандалов. Самый громкий, пожалуй, был связан с неофициальной проверкой проб участников «Тур де Франс»-1998, когда следы ЭПО оказались найдены практически во всех пробах. Спасло то, что в то время еще не существовало WADA и юрисдикция проб позволила не афишировать шокирующие результаты, пока кто-то не проговорился.
Подводя итог
Очевидно, что широкое использование TB-500 в наши дни является бомбой замедленного действия под и без того уже здорово обескровленным российским спортом. А бесконтрольный ввоз и продажа препарата на территории России этому весьма способствуют.