Наука, которая занимается изучением и классификацией хадисов называется «Ильм уль-хадис». Все хадисы состоят из текста (матн) и из цепочки его передатчиков (иснад), которая оканчивается тем сподвижником пророка, который слышал непосредственно от него тот или иной хадис. Цепочку передатчиков хадиса называют и иснадом. Степень достоверности хадиса зависит от степени достоверности цепочки его рассказчиков (рави) и соответствия текста хадиса кораническим аятам, а также другим достоверным хадисам.
Пример иснада и матна: «Абдулла ибн Йусуф сказал нам: Малик передал нам слова Ибн Шихаба, передавшего со слов Мухаммада ибн Джубайра ибн Мут'има, что его отец сказал: "Я слышал, как во время закатной (магриб) молитвы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал суру "Гора"».
Все сообщения (или хадисы), которые передавались посредством различных иснадов и дошли до мухаддисов (знатоков хадисов) многими путями передатчиков называются хадисами-мутаватир (См. Хабар аль-Мутаватир). Большинство же из известных сегодня хадисов было передано лишь одним-двумя передатчиками и называются хадисами-ахад.
По степени достоверности, все хадисы подразделяются на сахих (достоверный), хасан (хороший) и заиф (слабый). Данная классификация относится не к словам и поступкам пророка Мухаммада саллаллаhу алайhи уа саллам , а только к доказательности того, что текст того или иного хадиса действительно восходит к нему.
Достоверные (сахих) хадисы
Достоверным хадисом называется сообщение, которое восходит к сподвижнику, а от него к самому пророку Мухаммаду саллаллаhу алайhи уа саллам посредством непрерывной цепочки правдивых, беспристрастных передатчиков (повествователей). В та-ких хадисах не существует никаких сомнительных моментов или отклонений (шазз) и недостатков (илля).
Для того, чтобы хадис считался достоверным, необходимы следующие необходимые условия:
1. Передатчики хадисов должны быть добросовестными людьми (адиль), отличающимися своей праведностью и порядочностью. Должно быть точно известно, что они были искренними богобоязненными мусульманами, не привносили в религию нововведений, не совершали серьезные грехи. Если в цепи передатчиков (иснаде) есть нечестивец, то такой хадис достоверным не является;
2. Должно быть точно известно, что передатчики хадисов обладали хорошей памятью и в различные годы своей жизни никогда не упоминали рас-сматриваемый хадис в разной текстовой или смысловой форме, а всегда рас-сказывали его одинаково. Это условие называется забтом;
3. Необходимо точно выяснить, что все передатчики хадисов были современниками и действительно встречались друг с другом, вследствие чего стала возможной передача сообщения. То есть, цепь передатчиков хадиса иснад должна быть непрерывной;
4. Хадис, переданный заслуживающим доверие передатчиком, не должен иметь отклонения в смыслах или противоречить другим хадисам, переданным другими заслуживающими доверие передатчиками.
5. В тексте и смыслах хадиса не должно быть никаких, даже незначительных явных или скрытых недостатков (илля), которые могут привести к сомнениям в достоверности сообщения.
Таким образом, те хадисы, которые отвечают условиям всех этих пяти пунктов, являются достоверными и нет никаких причин сомневаться в том, что они действительно восходят к пророку Мухаммаду . Достоверные (сахих) хадисы являются полноценными и окончательными аргументами и доказательствами при решении различных вероучительных и правовых вопросов в Исламе. Сборники достоверных хадисов «Сахих» Бухари и Муслима признаны всеми мусульманами-суннитами.
2. Хорошие (хасан) хадисы
Хорошими (хасан), называют такие хадисы, которые переданы непрерывной цепочкой праведных и богобоязненных передатчиков. Они не имеют никаких явных отклонений (шазз) или недостатков (илля). В этом качестве они приближены к категории достоверных хадисов (сахих). Однако в них имеются некоторые погрешности в специфических особенностях передатчиков. В частности, в хороших хадисах (хасан) имеются погрешности во вто-ром необходимом условии для достоверных хадисов - забте (см. выше). В связи с этой погрешностью, хадисы-хасан не входят в категорию достоверных (сахих). Считается, что они занимают промежуточное положение между достоверными (сахих) и слабыми (заиф) хадисами. Термин «хасан» для хадисов впервые ввел Тирмизи. До него эти хадисы являлись одной из форм слабых (заиф) хадисов.
Хадисы-хасан используются в исламском праве для решения различных вопросов. Однако вынесение суждения их основе не является таким категоричным и окончательным доказательством, как в случае с достоверными (сахих) хадисами. Много хороших (хасан) хадисов приводится в «Джами» Тирмизи и «Сунанах» Абу Давуда и Даракутни.
3. Слабые (заиф) хадисы
Слабыми называются хадисы, в которых не выполняется какое-либо одно или несколько условий, предъявляемых к достоверным и хорошим хадисам. Этим самым, вероятность восхождения такого хадиса к пророку Мухаммаду саллаллаhу алайhи уа саллам ставится под сомнение.
Относительно возможности доказательства какого-то правового действия слабым (заиф) хадисом, мусульманские улемы имели различные мнения. Многие из них категорически выступали против этого. По их мнению, слабые хадисы, в силу их сомнительности, не могут доказывать верность каких-либо правовых, и, тем более, вероучительных проблем. Однако другие известные улемы, как например, Ахмад ибн Ханбаль или Абу Давуд, считали, что вынесение правового предписания на основании слабого хадиса лучше, чем решение проблемы методом аналогии ( Кыяс). Некоторые улемы считают доказательством данные слабого хадиса, при условии, что:
- Слабость хадиса не должна быть слишком явной;
- Слабый хадис должен быть в русле положений Корана и Сунны и при необходимости, в качестве исключения, лишь в какой-то мере может допол-нять предписанные там положения религии;
- Мусульманин, совершающий то или иное деяние по слабому хадису, не должен иметь убежденность в обязательности этого поступка. Он совершает его только по причине предосторожности. Кроме того, ссылка на слабые хадисы по вопросам основ исламской рели-гии и права считается недопустимой. Много слабых хадисов содержат такие сборники хадисов, как «Китаб аль-Иляль» Даракутни, «Китаб ад-Дуафа» Ибн Хиббана, «Китаб мизан аль-итидаль» Аз-Захаби, «Китаб аль-Марасил» Абу Давуда. Слабые хадисы разделяются на многочисленные категории, некоторыми из которых являются следующие:
- Гариб - хадисы, которые были переданы не сподвижниками пророка Мухаммада саллаллаhу алайhи уа саллам , а другими лицами-одиночками.
- Мудаль (утомленный) - хадис, в цепочке передатчиков которого пропущены имена двух или более передатчиков.
- Муаллак (подвешенный) - сообщение, начало цепочки передатчиков которого отсутствует;
- Маджхуль (неизвестный) - сообщения, в которых один из передатчиков неизвестен авторитетным знатокам хадисов;
- Маклуб - хадисы, в текстах или цепочках передатчиков (рави) которых имеют место разночтения;
- Макту (разорванный) - сообщение, в цепочке рассказчиков которого отсутствует сподвижник пророка Мухаммада саллаллаhу алайhи уа саллам , ссылающийся на него;
- Мудаллас - хадисы, в передаче которых отсутствует упоминание первого передатчика (рави).
- Мудтариб (запутанный) - сообщение, передатчики которого делают раз-личные утверждения, которые могут затрагивать как иснад, так и текст хадиса. Мухаддисы не имеют достаточно оснований для того, чтобы отдать предпочтение одному из мнений;
- Мункати (оборванный) - сообщение, в иснаде которого есть отсутствующее звено либо безымянный передатчик;
- Мурсаль (отпущенный) - сообщение, переданное каким-либо табиуном, но в передаче которого не упоминается непосредственно имени сподвижни-ка, от которого он услышал этот хадис.
- Шазз - единственный в своем роде. Так называются предания, передан-ные каким-либо достаточно приемлемым передатчиком, которые противоречат хадисам еще более приемлемых и авторитетных передатчиков.
Наука о хадисах разделяется на несколько разделов, некоторыми из которых являются следующие:
1. Риваят аль-Хадис, который исследует проблемы, связанные с собранием и передачей текстов различных сообщений сунны (хадисов);
2. Дираят аль-Хадис, в котором исследуются проблемы, связанные с достоверностью этих сообщений, цепочкой их передатчиков (иснадом);
3. Джарх и Тадил, в которых изучаются личностные качества передатчиков хадисов, их надежность, правдивость, погрешности и ошибки. В специальных книгах все передатчики хадисов (рави) перечисляются в алфавитном порядке. О них и об их жизни дается специальная информация, в том числе и о том, от кого и когда они слышали хадисы и кому их передавали;
4. Риджалу’ль-Хадис, в котором исследуются биографии и уровни передатчиков хадисов;
5. Илялю’ль-Хадис, в котором изучаются внешне невидимые, скрытые причины, которые не дают возможности относить тот или иной хадис в разряд достоверных;
6. Гарибу’ль-Хадис, в котором изучаются некоторые слова, которые редко употреблялись в арабском языке, либо были привнесены в этот язык позднее;
7. Мухталифу’ль-Хадис, который изучает различные хадисы, в которых присутствуют некоторые кажущиеся внешние противоречия и устраняет их.
8. Насх и Мансух, в котором изучается отмена правового действия одного хадиса другим.
Сборники хадисов.
Все сборники хадисов по степени достоверности и надежности разделяются на категории.
В первую категорию входят сборники, в которых содержатся не вызывающие никаких сомнений общеизвестные (мутаватир), достоверные (сахих), известные (машхур) и хорошие (хасан) хадисы. К этой категории суннитская традиция относит сборники хадисов Бухари и Муслима «Сахих» и «Муватту» Малика ибн Анаса.
Вторую категорию составляют книги, по степени достоверности хадисов уступающие сборникам первой категории, но, тем не менее, достойные внимания в связи с тем, что и там авторы применили в отборе сообщений свои методы. Ко второй категории относятся сборники «Джами» Тирмизи, «Сунан» Абу Давуда и Насаи, «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля. Данные этих двух категорий книг используются в суннитском Исламе в качестве доказательств вероучительного и правового характера.
К третьей категории относят сборники, в которых наряду с достоверными (сахих) хадисами имеются и слабые (заиф). В эту категорию входят сборники Байхаки, Табарани, Абд ар-Раззака и Тахави. Этими сборниками пользуются только специалисты.
К четвертой категории относятся сборники, которые появились после эпохи великих мухаддисов. Там содержатся различные повествования, которые не отвечают требованиям науки о хадисах. На основании данных этих сборников нельзя выдавать правовое предписание, а тем более на основании их данных не может формироваться мировоззрение мусульман.В умеренном шиизме методы и терминология науки о хадисах во многом сходны с суннитскими, хотя там имеются и некоторые отличительные особенности (Иснаашариты)
Некоторые термины, которые используются в науке о хадисах:
Адалят - соответствие передатчиков хадисов нормам и принципам справедливости. Это одно из необходимых требований, предъявляемых к пере-датчику какого-либо хадиса, на основе которого определяется степень его достоверности.
Ан’ана - установление круга лиц, от которых исходит то или иное сообщение относительно религии. В определенном смысле это традиция.
Идрадж - прибавление одной вещи к другой. В науке о хадисах - прибав-ление к хадису, рассказанному каким-либо человеком своих слов, которых нет в оригинале. Обнаружить идрадж можно только в случае, если имеется тот же хадис в передаче других людей.
Иснад - цепочка рассказчиков хадиса, их ряд и поименное упоминание.
Масанид - муснады (См. ниже). Общее название сборников хадисов Ахма-да ибн Ханбаля, Абу Йалы, Абдуллы Дарими и Ахмада Беззара.
Муватта - так называется известный в мусульманском мире сборник хадисов имама Малика ибн Анаса. Этот сборник считается первым сборником хадисов.
Муснад - хадисы, которые относятся к пророку Мухаммаду, переданные конкретными названными по имени сподвижниками, которые их слышали.
Муттафакун алейхи - хадисы, которые одновременно вошли, как в сборник хадисов Бухари, так и Муслима.
Муфтара - вымышленные, сфальсифицированные хадисы, которые были сочинены лицемерами и отступниками, внешне представляющимися мусульманами.
Рави - человек, повествующий или передающий какое-то известие.
Ривая - предание, повествование. Это слово в основном применяется в отношении лица, который передал то или иное сообщение.
Сахихайн - два "Сахиха". Сборники достоверных хадисов имамов Бухари и Муслима, которые считаются самыми авторитетными в суннитском Исла-ме.
Сунан - сборники четырех выдающихся мухаддисов Абу Давуда, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа. 774
Тасниф - собрание хадисов пророка Мухаммада с дальнейшим разделением их на соответствующие тематики и издание в виде книг. Впервые эта ра-бота была проведена по приказу омейядского халифа Омара II ибн Абд аль-Азиза.
Тахридж - нахождение и описание истоков хадисов, цепи их передатчиков, подробностей их передачи, степени достоверности и т.д.
Фард - индивидуум, единственный. Этим термином обозначают хадис, который в цепи передатчиков "рави" восходит к одному из табиунов. Такие ха-дисы также называют "гариб".
Хабар - Известие о какой-либо вещи; сообщения, сохраненные в устной традиции. Это слово упоминается в кораническом аяте 49: 6. Во множественном числе «ахбар». В науке о хадисах «хабар» - это какое-либо сообщение, восходящее к пророку Мухаммаду саллаллаhу алайhи уа саллам , его сподвижникам и табиунам. Но в большинстве случаев хабаром называют сообщение, переданное сподвижниками и табиунами. А непосредственные слова пророка саллаллаhу алайhи уа саллам в этих сообщениях называют хадисом.
Шарх - комментарий, объяснение, которое дается к различным аятам Корана и хадисам пророка Мухаммада саллаллаhу алайhи уа саллам.
Ассаламу алайкум братья сестры тут написано в кратце, на самом деле ученные как имам Малик, имам Бухари, имам Муслим, имам Ахмад бин Ханбал и т.д прошли через большой труд, посветив всю свою жизнь, прошу Вас ценит их ни труды и не пренебрегать. Так как есть некоторые братья и сестры в мечетях говорят вот в сахихе написано то то, в то время не зная шарх и историю этого хадиса и как используется в фикхе.
Источник: А. Али-заде Исламский энциклопедический словарь
Прошу Вас подписаться и поставить лайк!!!