Как вывести продавца любой франшизы на чистую воду за 5 минут
Привет, я серийный предприниматель. Постоянно запускаю, покупаю и продаю разные бизнесы. Люблю движение и новизну, ничего не могу с собой поделать. ) В этой статье я расскажу о том как вывести продавца франшизы на чистую воду в считанные минуты.
Disclaimer
Прежде всего хочу отметить, что я нормально отношусь к франшизе как способу развития бизнеса для владельца и возможности заработать на прокаченной теме для покупателя.
В США по разным критериям к франшизе можно отнести от 30 до 50% экономики.
В России по франшизе развивается не только общепит, услуги, но и довольно большие проекты – например, розничная торговля, отели и банки. Пятерочка, Седьмой Континент, Four Seasons и даже Сбербанк. )
НО! Так уж сложилось, что 4 продавца из 5 толкают ФУФЛО. Либо по глупости, либо по вредности ).
И вот вам чек лист. Как за 5 минут проверить любую франшизу.
Прежде всего
Вопрос номер ноль. Прежде чем купить что-либо. Подумайте, а не можете ли вы сами раскрутить этот проект? )
Доходы и расходы
Попросите рассказать (а потом и показать любой сводный бухгалтерский документ). Все эти разговоры про коммерческую тайну – мимо. Если человек действительно хочет, чтобы вы стали его партнером. Он с самого начала заинтересован в том, чтобы говорить начистоту. И пускай это будет самая худшая из всех его точек. Надейтесь на лучшее, готовьтесь к худшему варианту.
Дальше все просто, не вникайте сильно. Просто смотрите. Рисковыми являются проекты, где доля одной статьи превышает 50% выручки. В розничном бизнесе это может быть аренда или закупка. В корпоративных продажах – затраты на производство, зарплаты. Во всех возможных проектах – затраты на продвижение. К примеру, некоторые интернет магазины тратят больше 50% на продвижение. Как тут выжить?
Бодро, четко отвечает – гуд, мямлит, темнит – не теряйте времени. Двигайтесь дальше.
Конкурентные преимущества
Любой правильный и честный предприниматель ответит, почему его проект лучше остальных. А некоторые и вовсе ставят прозрачность во главу угла стратегии продвижения.
К примеру, ДОДО пицца взорвала рынок общепита не только в России, но смогла выйти в США и Китай. Причину можно описать тремя факторами: автоматизация, операционное совершенствование и прозрачность. Компания выкладывает в общий доступ даже финансовые показатели. После такой откровенности невольно захочешь узнать побольше, возможно и присоединиться к проекту. )
Рынок и его компоненты
Сколько потребителей услуги или продукта в Москве, в миллионнике или городе со 100 000 жителей. Россия очень неоднородная страна и по плотности населения, и по доходам населения. То, что будет нормальным для москвичей, вызовет шок где-нибудь в Томске.
Кокосовый какао за 450 рублей в московской Кофемании или чай за 20 рублей в столовой на БАМе?
Стратегия развития проекта
Что хочет сделать владелец, к каким показателям идёт. Если человек берёт большие деньги и даже никогда не задумывался о будущем. Как можно иметь с ним дело?
То ли дело Фёдор Овчинников образец и пример для подражания. Таким и должен быть человек, у которого вы что-то покупаете ).
Цена
Из чего формируется реальная цена проекта. Обязателен четкий ответ.
Кстати ответ в стиле "Я беру 1 млн рублей исключительно за мой 2 летний опыт. Который заключается в том, что я научился зарабатывать больше всех в сегменте или делать самый вкусный пирожок в России"... – это хороший ответ.
А вот если, владелец растекается за формулировками «передовое оборудование, передовые технологии»… Бегите.
Да, вы же помните, про роялти? Регулярные отчисления владельцу франшизы. Могут быть прямими, % от оборота или прибыли, или косвенными, например обязательства по закупке сырья. То, что кажется пшиком, 5-20%, потом обращается в миллионы. Вы готовы платить суммы, большие, чем ваша чистая прибыль?
Спасибо за то, что дочитали. Если понравилось, ставьте лайк. Тогда обязательно продолжу тему следующими публикациями. )