Политические метафоры от группы богоизбранных интеллектуалов Соединенных Штатов
Текст Александр Кондуков ***
Четверо хороших парней — Уэс Андерсон, Роман Коппола, Джейсон Шварцман и Куничи Номура — во время создания сценария «Острова собак» явно не скучали. Иконография Япония, тени Акиры Куросавы и Ясудзиро Одзу, местная графика и груминг центрального злодея в дузе Тосиро Мифуне — за трубочкой мира на стол явно было вывалено все, что создатели ленты знали о Японии. Жизнь азиатской страны достаточно своеобразна, чтобы стать органичной частью современной поп-культуры, и тут были выжиты все соки: от саке и суши до восторженных американцев, который в Азии звереют и начинают самурайствовать.
Действие картины развивается в японском городе Мегасаки в недалеком будущем — всего-то двадцать лет тому вперед. Мегаполис поражает так называемый «собачий грипп», после чего животных в прямом смысле списывают на свалку, и первым туда отправляется боевой пес мэра-диктатора Кобаяши. У злодея есть воспитанник — неприятный 12-летний мальчик Атари, который угоняет самолет в поисках своего четвероногого охранника Спотса. Это «нулевой пес», которого первым отправляют в Мегасаки и который несет в себе в принципе все хорошее, что может нести собака. Это солдатская туповатость, абсолютная верность идее и стремление к воспроизводству потомства, исполняемое твердо и очень педантично.
Вернувшийся к анимации режиссер Уэс Андерсон («Отель «Будапешт») продолжает пребывать на своей волне, и всем, кто любит его симметричный странненький мирок, «Остров собак» непременно понравится. По ходу пьесы могут возникать некоторые вопросы: почему даже положительные персонажи-люди выглядят на редкость тошнотворно и как так получилось, что псы в ленты совершенно одинакового роста. Bсе концептуальные, и локальные вопросы Андерсон с легкостью парирует: в его картинах все подчинено главенству деталей и — богоизбранному — таланту Уэса как автора. В спортивной журналистике Америки такой подход называют «i don't give a fuck». Поклонники Андерсона с аппетитом сожрут и японский сет режиссера, к тому же даже в столкновении с незнакомой или малознакомой кухней он действует мастерски. Мнение японцев и тех, кому нарратив Уэса в принципе не нравится, его не заботит. И это правильно.
Неясно из ленты только одно, и это очень портит «Остров собак». Как Уэс Андерсон действительно относится к японской имперской визуальной культуре. И, возможно, он является блестящим упаковщиком японских суши, которому нет дела до свежести рыбы и который, вполне вероятно, вообще их внутрь принимать не готов, опасаясь за желудок. Куда больше его возбуждает персона американской студентки по обмену Трейси Уокер (в оригинале еще и озвученной Гретой Гервиг для усиления негативных вибраций), щеголяющей с афро (вполне в духе современных феминисток, готовых называть себя черными даже если они белее мяло). Побег из Америки, окутанной репрессиями, в странную и неприятную Японию, где гоняют собак, — это зона комфортабельного хаоса Андерсона, которая его беспокоит и которая делает его чуть более живым, чем он есть.
«Остров собак»
Фильм уже в прокате. Саундтрек доступен в Apple Music