Найти тему
tata_aistova

Пять незаезженных и хороших советских фильмов про войну.

1. Дом, в котором я живу (1957 г.)

"Дом, в котором я живу" - мой самый любимый фильм про войну из всех существующих. Трогательный и пронзительный, он показывает военные ужасы без единого выстрела в кадре, без боевых действий, через жизнь большой и дружной московской коммуналки.

В этой коммуналке живут две семьи: Павел и Клавдия Давыдовы с двумя детьми - Катькой (которая ещё и мужем обзаводится и вот-вот должна родить еще одного жильца) и Серёжей, подростком лет 16-17. В соседней комнате - Каширины, их всего двое, муж и жена - Лида и Дмитрий. Жили бы они себе весело, но сначала приехал старший сын Давыдовых, Константин, а потом ещё и война началась.
Безумно прекрасный фильм. Дёргает за все нервные окончания, за какие надо, слёзные железы выдавливает без жалости. Актёры - умеретьневстать: Евгений Матвеев, Михаил УЛьянов, Нинель Мышкова и совсем молоденькая, 16-летняя, Жанна Болотова. А ещё этот фильм отмечен ролью великой театральной актрисы Клавдии Еланской. Он - один из всего четырёх кинофильмов, в которых она снялась в жизни.

2. В небе "ночные ведьмы" (1981 г.)

Известнейшая история про девушек-лётчиц, "Дунькин полк", которых немцы так боялись, что прозвали "Nacht Hexe" - "ночные ведьмы". На экран её перенесла одна из этих девушек - Евгения Жигуленко, которая после войны пошла учиться на режиссёрский факультет ВГИКа для того, чтобы увековечить подвиг 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского полка. А "Дунькиным" он стал по имени командира полка - Евдокии Бершанской. Она и стала прототипом для героини Валерии Заклунной.

-2

Совсем юные девушки летают на картонных "кукурузниках", У-2, которые можно проткнуть одним пальцем, и ведут неравные бои с фашистскими "мессерами". Все их вылеты были ночными, ночью эту пародию на военную авиацию было сложнее заметить и сбить. К тому же, У-2 позволяли себе заходить так низко, что мессеры просто не могли их достать.
Разумеется, в фильм добавлены и сопливые любовные линии и милый вымысел про сына полка Федю, но в целом - это прекрасный кинопамятник тем девушкам, которые погибли в боях, в учебных вылетах, умершим уже после войны и, конечно, посвящение тем, кто ещё с нами.

3. Третья ракета (1963 г.)

Есть такая безотказная вещь для того, чтобы щекотать свою нервную систему - это книги белорусского писателя Василя Быкова. Он всегда писал о войне так, что со страниц в лицо летела пыль от взрывов.

-3

Одна из его повестей (далеко не последняя) была экранизирована в 1963 году Ричардом Викторовым.
Действие фильма происходит в окопе, в котором расположился артиллерийский расчёт. Кругом немцы. Но иногда те, кто рядом, оказываются страшнее вражеских солдат с оружием. Война раскрывает людей полностью, обнажает все качества, хорошие, плохие, все. Быков, а за ним, слово в слово, Викторов, рассказывают обыденную, для военного времени, историю. И она страшна в этой обыденности.
Лучше сначала книгу, потом фильм. Она небольшая, даже ленипопы осилят.

4. Восхождение (1976 г.)

Последний завершённый фильм выдающегося советского режиссёра Ларисы Шепитько, экранизация ещё одной повести Быкова, теперь это "Сотников". Ещё одна повесть, бьющая в дыхалочку, по рёбрам и запинывающая по почкам.

-4

Лариса Шепитько работала над картиной в тандеме с Быковым, и это безусловно помогло передать всё, что нужно передать. Быков потребовал снежную целину и сорокаградусный мороз, чтобы актёры как можно лучше прочувствовали атмосферу повести. Шепитько же требовала безусловного погружения в образ. У Гостюхина и Плотникова это получилось блестяще.

-5

Это пронзительная история о двух партизанах - Сотникове и Рыбаке, которые вышли на задание в одну из белорусских деревень и были схвачены немцами. Быков это продирающе описал, Шепитько продирающе сняла.
Картину хотели запретить, по причине того, что Шепитько сняла какую-то мистическо-религиозную ересь, а надо было про партизанскую войну и славную Красную армию. Тогда Элем Климов (муж Шепитько, режиссёр) пригласил на просмотр первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Петра Машерова, чтобы он оценил фильм. Сначала Машеров упирался и не хотел смотреть "бабью режиссуру", потом пришёл и рыдал, как девчонка.

5. Сашка (1981 г.)

Фильм, который предельно честно описывает трудовые будни советского рядового. Кстати, это тоже экранизация. Теперь одноимённой повести Вячеслава Кондратьева.

-6

Сашка - совсем молодой боец, которого забросило в самое пекло. В ходе одного из боёв Сашка берёт языка, которого играет молоденький, белобрысенький Леонид Ярмольник, что придаёт фильму особую прелесть.
Герой, конечно, должен поступить по закону военного времени, но что-то в этом немце подсказывает ему, что он не фанатичный гитлеровец, а простой немецкий студент, такой же, как он, только в другой форме.
Это далеко не первый советский фильм, в котором показывается подобная точка зрения. Но один из немногих, в которых она раскрывается действительно по-человечески.