Найти тему
Отдых.today

ЖЕЛЕЗО ПРИ ПАРАДЕ. «Лягушачья лапка» против «бородавочника»

В очередном эпизоде нашего сериала мы вознесемся над парадными строем бронетехники на крыльях самолета-штурмовика, который тоже участвует в торжествах, посвященных 9 мая.

9 мая над площадью 1905 года пролетят боевые и транспортные самолеты — это будет одна из наиболее зрелищных составляющих празднования Дня Победы. Одним из этих самолетов будет Су-25, реактивный штурмовик, рабочая лошадка локальных войн позднего СССР и современной РФ. А еще это преемник легендарного Ил-2 — самого массового боевого самолета всех времен и народов, распахавшего за Великую Отечественную больше немцев, чем любой бомбардировщик.

После Второй мировой войны и СССР, и ее бывшие звездно-полосатые союзники решили, что штурмовик им не нужен. Лучше сделать убер-истребитель, который ракетами может и окопы вспахать, и технику опрокинуть, и вражий самолет низвергнуть на землю. И примерно до 70-х годов прошлого века обе сверхдержавы увлеченно клепали различные модификации таких крылатых истребителей-универсалов. Получалось так себе — нагруженный кучей разнообразных ракет, многоцелевой самолет мог, конечно, взлететь, выплюнув в сопла реактивных движков цистерну керосина. И по прямой пер быстро. Но маневрировать на многотонной летающей паялке было трудно, да и вообще оно стоит дорого. А опыт войны во Вьетнаме показал — лучше небольшой, дозвуковой самолет. Ему и стрелять по наземным объектам легче, и стоит он не так дорого — если собьют, не так жалко.

Су-25. Фото: armyman.info
Су-25. Фото: armyman.info

Придя к таким выводам, наши сделали Су-25 «Грач». Получился небольшой самолет, с солидным размахом крыла. Американские шпионы, нафоткав советскую новинку, презрительно окрестили ее Frogfoot («Лягушачья лапка»). А наши отправили пару самолетов в Афган для боевых испытаний. И неказистый с виду Су-25 быстро научил тамошних моджахедов бояться «лягушек». Избегая технических подробностей, можно сказать, что у самолета имелось все необходимое для штурмовика — он оказался очень живучим, его пушка весело потрошила огневые точки, а широкий ассортимент ракетного вооружения обещал приятные моменты как вражеской боевой технике, так и авиации. И даже бетонобойные снаряды били так, что бункеры не спасали врага от Су-25. Так что самолет очень быстро полюбился советским,а потом и российским летчикам.

После Афгана «сушка» несла тротиловый привет чеченским террористам. Одним из наиболее известных ее клиентов стал первый президент республики Ичкерия Джохар Дудаев — мирно пролетавшая над ним пара Су-25 пульнула самонаводящуюся ракету прямо на сигнал его мобильника. За эту и другие заслуги Су-25 получил место в рядах ВС РФ вплоть до 2020 года.

А-10. Фото: operatorchan.org
А-10. Фото: operatorchan.org

Похожая история и у американского штурмовика А-10. Его создали под влиянием вьетнамского опыта, но долгое время не было войны, где можно было опробовать птичку в деле. По сравнению со всякими F-14/15/16 (и т. д.), он смотрелся весьма неказисто. Любители звучных прозвищ, американские вояки окрестили А-10 «бородавочником», над его пилотами издевались. Но тут пришли 90-е годы, и США начали воевать с Саддамом и другими арабами. В первую же противоиракскую войну пилоты А-10 наколотили какой-то сумасшедший боевой счет — тысячи сожженных танков, пушек, грузовиков и прочего военного имущества. От таких результатов офигели все: американское командование — от эффективности А-10, которые даже переплюнули хваленые штурмовые вертолеты Апач. А иракское командование искренне удивлялось, что у него,оказывается, были те самые тысячи танков, пушек, грузовиков и прочего военного имущества — они и не знали что у них столько есть.

Уже после войны оказалось, что «бородавочники» слегка перехвалили себя — на три заявленных убитых цели приходилась лишь одна реальная. Но было поздно — А-10 в войсках уже всяко уважали, и их штурмовые эскадрильи несут демократию почти во всех конфликтах, куда влезают США.

Су-25 и А-10 (слева направо).  Фото: russianplanes.net
Су-25 и А-10 (слева направо). Фото: russianplanes.net

Кто же круче? Наш штурмовик куда маневренней и (внезапно) быстроходнее. Наши летчики говорят, что он еще и более живуч,чем америкос. А еще он компактнее и куда менее требователен к качеству горючего. И взлетная полоса ему нужна куда более мелкая.

-5

Американец имеет более серьезное вооружение и больший боекомплект. То есть взлетев, он может куда дольше кружить над полем боя, не забывая при этом раздавать тротиловые и свинцовые подарки. А еще (внезапно) он менее прожорлив — дорогой керосин ест не так быстро как Су-25. Он тоже показал весьма неплохую живучесть под вражьим огнем и тоже не собирается покидать строй, оставаясь в армии США и по сей день.

В общем и целом имеем две хороших боевых машины, у каждой из которых что-то получается чуть лучше.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ