Вердикт - Смотреть.
Большое кино большого художника. Признанный когда-то самым влиятельным современным художником мира, Ай Вэйвэй, решил податься в кинематограф. После своих больших инсталляций, это и сто миллионов фарфоровых семечек в Лондоне и деревянные табуретки в Берлине, ну и конечно Кассель, куда он привез 1001-го соотечественника. Он всегда старался масштабировать свои работы. Вот и для кино он выбрал гигантскую тему для исследования. Беженцы. 23 страны, год работы. Тяжелейшие условия, огромное количество палаточных городков, как новых, так и тех, которые стоят уже десятилетиями. Он проехал их все, заглянул в душу людей разных вер, рас и континентов.
Великое переселение людей, так можно назвать ту ситуацию, которая сейчас твориться в мире. 65 миллионов людей тронулись с насиженных мест и ищут спокойные земли для существования. Так много не было даже после второй мировой. Еще один примечательный факт с тех времен. Тогда только у десятка стран были укрепленные и охраняемые границы, сейчас же в век глобализации и разговоров о едином мире, о толерантности, таких стран начитывается уже около 70. План мира для всех явно трещит по швам.
Весь этот человеческий поток, который Ай Вэйвэй показывает нам в различных местах натыкается на границы не только рукотворного характера, но и культурные и чисто человеческие. Беженец он везде одинаков, что в Европе, что в Африке, о которой почему-то совсем мало говорят, а ведь их там не меньше и условия содержания куда хуже. Мы здесь не будем вести речь о политике, о мотивации людей, почему они покидают свои места, в фильме этого тоже нет, о причинах никто не говорит, на лицо только последствия. Люди, которые теряют своих родных даже не добравшись до границы, они тонут, погибают от голода, холода и болезней. Этот живой организм в виде толпы ищет спасения, но оказывать ее никто не спешит.
Вэйвэй взялся за очень сложную тематику, т.к. еще до просмотра мы понимаем, что примерно стоит нам ожидать. Материал, естественно, сильный, людские трагедии всегда будут задевать за живое. Но Вэйвэй не может открыто сказать, что с этим делать и куда можно идти. Показывая лишь человеческие потоки в различных странах, он признается в несостоятельности мирового общества, но это не всегда так. Скомпилировать все это в цельную картину, а не просто зарисовки с разных уголков мира он не смог, но это придирки киношных экспертов. У нас же есть картинка и она врать не может.
Это сложное и тяжелое зрелище не каждый сможет осилить, но если внутри себя вы готовы, то данный документальный фильм строго к просмотру.