Жизнь уже сложилась и пройдена. Что толку гадать: как бы все получилось, если бы… Но, когда политики вмешиваются в жизнь и творчество звезд, этот процесс необратим. Ведь каждый актер – это целая эпоха в театре или кино. Она может быть долгой или короткой, но всегда неповторимой.
Таким же неповторимым было актерское творчество яркой звезды театра и кино Эммы Цесарской. Политические события и советская реальность оставили в ее жизни глубокий след. А вернее – борозды, исковеркав и перевернув целый пласт в ее артистической душе.
Сначала арестовали мужа. Ее и годовалого ребенка выбросили из квартиры. Признанной в Советском Союзе и за рубежом, артистке пришлось жить в бараках на окраине Москвы… Как она выдержала такие удары судьбы? Что помогло ей жить дальше?
Путь в кино девушки из Екатеринослава (Днепропетровска) начался с роли Василисы. На экраны кинотеатров вышла лента «Бабы рязанские» (1927 г., режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов). Гордая и сильная Василиса сразу завоевала внимание зрителя и его симпатию. Это была женщина, протест которой против мужского произвола, борьба за свое человеческое достоинство вдохновляли женщин. Актрису полюбили.
А после роли Прасковьи в ленте «Ее путь» признали самой привлекательной, яркой актрисой тех лет. Прасковья, жаждущая любви молодая крестьянка, потеряла мужа. Село занимают красные и героиня влюбляется в красного командира. Любовь была не долгой: ее любимого убивают. Прасковья, решающая продолжить его путь, заменяет своего возлюбленного в рядах красного отряда. Фильм был признан и в своей стране, и за рубежом. Там он вышел на экраны под названием «Казачка и большевик».
Цесарская была не похожа на актрис, снимающихся в фильмах 20-х годов. Жеманные и безвольные, они не соответствовали бурным переменам в обществе. Актриса создавала образы простых, но живых, сильных женщин. И это стало открытием новой эпохи в кинематографе молодой страны.
Но, полное признание, популярность и всеобщая любовь зрителей пришла к актрисе после исполнения роли Аксиньи в «Тихом Доне» (1930) по роману Михаила Шолохова. Кода Преображенская и Правов прочли роман, они сразу поняли – на роль главной героини нужно утверждать Цесарскую. Ее взяли без проб, задолго до начала работы. Аксинья на экране – пышущая энергией и привлекательностью казачка. Даже сам Шолохов, наблюдавший за ходом экранизации, был безмерно доволен ее игрой (по словам современников, Михаил тогда тайно влюбился в актрису. Да так, что в последствии помогал справиться с бедами).
Зарубежные критики писали об Эмме: «Цесарская – это гордость страны Советов».
К средине 30-х Эмма уже снялась во многих фильмах. Ее приглашали даже зарубежные кинорежиссеры. На роль Грушеньки в «Братьях Карамазовых» прочили только Цесарскую. Это был совместный международный проект (участвовали английские, французские и германские кинорежиссеры). Оплачивалась работа большой суммой. Но от роли пришлось отказаться: не разрешили власти выехать. Сотрудничество с буржуазными кинематографистами было равно предательству, а за это полагался расстрел.
Впрочем, Эмме пришлось столкнуться с произволом властной верхушки государства, и на себе ощутить заботу «слуг народа». Шел жуткий 1937 год. Доносы и аресты были обыденными событиями советской жизни. Но для каждой семьи они становились крушением надежд и потерей близкого человека.
Когда за дверью послышались звуки кованных сапог, Эмма поняла: жизни и карьере-- конец. Мужа, работника среднего звена НКВД, капитана госбезопасности Макса Осиповича Станиславского, арестовали по подозрению в шпионаже.
Цесарская с ужасом прислушивалась к каждому шороху за дверью. Все казалось, что чекисты придут и за ней. Боялась не за себя. За годовалого сына. Вскоре имущество семьи конфисковали, а ее с годовалым сыном выселили из квартиры в деревянный барак на окраине столицы. Власти не посмотрели на заслуги актрисы, на ее популярность и любовь народа. Понятие презумпции невиновности в Советском Союзе не существовало.
Как же выжила актриса с ребенком на руках без нормального жилья, без работы? Ведь на съемках картины в это время ее пришлось заменить. Жена врага народа не имела права сниматься в кино.
Помог Шолохов. Руководство страны допускало его некоторые вольности и свободные высказывания. По его совету Цесарская написала Молотову. Ей разрешили сниматься в эпизодах.
Цесарская ждала весточки от мужа вплоть до конца пятидесятых. Только потом она узнала, что Макса расстреляли еще в 37-м.
Предложения от режиссеров поступали все реже. В средине 60-х закончилась актерская карьера одной из самых выдающихся актрис 20-30-х годов. О дальнейшей ее судьбе почти ничего неизвестно. Актриса не напоминала о себе, хотя и имела на это право. Ничего не просила. Цесарская тихо умерла в феврале 1990 года.
Жизненный путь Эммы Владимировны был типичным для советской интеллигенции довоенных годов. Но память о ней не должна исчезнуть. Ведь она – звезда немалой величины. А без звезд станет совсем темно.
Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще :)