Наши дети катастрофически не любят читать. Это факт и жизненная реальность. Причины - тема отдельной статьи. Однако это отнюдь не означает, что все любители кино и компьютера обречены на тройки и двойки по русскому. В советское время тоже были детки, не жалующие чтение. Для них у мудрых учителей прошлых лет был припасен прекрасный способ.
Подготовка. Находим "Большой сборник диктантов с 1 по 4 класс" под соавторством О.В.Узоровой и Е.А.Нефедовой. Книга доступна в Интернете и в магазинах и стоит до 150 рублей. В связи с тем, что шрифт в книге мелкий, лучше скопировать или перепечатать несколько диктантов в текстовый редактор, установив шрифт покрупнее (20-22). Стандартный размер диктанта для 1-2 класса - 2-5 строчек (20-40 слов). Для 3 класса - 7-8 строчек (40-60 слов). Для 4 класса - 8-10 строчек (60-80 слов). Заранее готовим несколько страниц с типовыми диктантами подходящего размера на все пройденные орфограммы. Желательно прорабатывать по теме в день, а потом взять итоговые варианты.
Шаг 1. Если ребенок не читает книги, пусть читает ... диктанты. Ежедневно выдаем чаду по полстранички с типовыми диктантами. Задача - просто читаем вслух (медленно, по слогам, проговаривая каждое словечко). Это ребенок может сделать сам. Всего 5 минут.
Шаг 2. Переписываем диктанты. Правило простое: каждый день ребенок должен переписать один типовой диктант. Можно брать диктанты на пройденные темы, можно отрабатывать текущие темы. Помощь мамы не требуется. Время работы - 5-10 минут.
Шаг 3 (дополнительный) Игра (для старательных родителей и терпеливых детей). Если у родителей есть время, можно "поиграть в лесника". Берем 1-2 предложения из этого же диктанта и ищем в каждом слове "спрятанные капканы" (слова с пройденными орфограммами). Для "спасения зверей" надо "обезвредить капкан" - ответить на три вопроса: "Где можно сделать ошибку? Как называется орфограмма? Какое правило поможет?" Например, предложение: "В лесу стоит дуб". 1 капкан - "в лесу", обводим красным, хлопаем в ладошки. Объясняем: пишем отдельно, так как можно вставить слово "в (каком?) лесу", "в красивом лесу". Обезврежено! 2 капкан - "лес", безударная гласная "е", проверяем ударением - "лЕс". "Стоит" - безударная гласная "о", проверяем ударением - "стОя". Последнее слово "дуб" - оглушение (чередование согласных), проверяем словом с гласной - "дубы". Лес обезврежен!
Заниматься более 15 минут не стоит - при ежедневных занятиях (кроме выходных) этого вполне достаточно. Короткое занятие продуктивнее длинного и не вызовет негативных эмоций у ребенка.