Найти тему
Y.C.

Верховный суд позволил ГИБДД останавливать автомобили вне стационарных постов

Верховный Суд РФ, рассмотрев дело об оспаривании подпункта 84.13 Административного регламента по надзору за дорожным движением, позволяющего останавливать транспортные средства с целью проверки документов и вне стационарных постов ДПС, пришел к выводу о его соответствии закону.

Напомним, что 20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент по надзору за дорожным движением подробнее об изменениях. И если прежний Регламент предусматривал, что остановка транспортного средства в целях проверки документов может быть осуществлена исключительно на стационарном посту ДПС, то в новом Регламенте данное ограничение не содержится. В связи с этим с указанной даты у сотрудников ГИБДД появилась возможность останавливать автомобили с целью проверки документов и вне стационарных постов (см. об этом разъяснения МВД России).

По мнению заявителя, обратившегося в ВС РФ с требованием признать подпункт 84.13 Административного регламента недействующим, это нововведение противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов государственной власти.

Заявитель настаивал, что появление возможности останавливать транспортные средства для проверки документов вне стационарных постов ДПС может привести к росту коррупции среди сотрудников Госавтоинспекции, а также к повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водители будут компенсировать увеличением скорости.

Кроме того, по мнению заявителя, остановка машины автоинспектором, по сути, приравнивается к задержанию граждан, что противоречит ст. 27.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями которой осуществляется административное задержание.

Верховный Суд РФ не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

Он отметил, что Административный регламент утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; порядок его принятия, а также требования к его государственной регистрации и опубликованию соблюдены.

Оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соответствует целям Закона о безопасности дорожного движения, а также правам и обязанностям полиции, предусмотренным Законом о полиции.

Не противоречит оно и ст. 27.3 КоАП РФ, поскольку остановка транспортного средства в целях проверки документов не имеет отношения к процедуре административного задержания.

Довод заявителя о противоречии оспариваемого подпункта пункту 106 Административного регламента ВС РФ отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан не действующим полностью или в части, если он не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В рассматриваемой же ситуации оба положения являются различными частями одного и того же нормативного правового акта и имеют равную юридическую силу.

Также ВС РФ подчеркнул, что безопасность дорожного движения, соблюдение прав и охраняемых законом интересов его участников при остановке транспортного средства в целях проверки документов обеспечиваются определенными правилами поведения сотрудника полиции, которые предусмотрены пунктами 85-89 Административного регламента. За соблюдением и исполнением данной государственной функции осуществляется государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, прокурорский надзор.

Решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2018 г. N АКПИ17-1115