Музей Шпренгеля в Ганновере
«Там нечего смотреть, просто современный город», «Почти полностью разрушен бомбежками, исторических мест почти не осталось» – так меня отговаривали от отклонения с нашего прямого маршрута Берлин – Гамбург . Пока я в междугороднем автобусе перечитывала пару безэмоциональных страниц о Ганновере (Новая ратуша, парк с озером Машзее и некий музей современного искусства), в мою душу закрались аналогичные сомнения. Но назад пути не было, мы уже въехали на территорию федеральной земли Нижняя Саксония и проезжаем Брауншвейг, навевающий аппетитные колбасные мысли. Совсем скоро прибудем к месту назначения. Но всё оказалось гораздо интереснее, чем мы предполагали!
В Ганновер разумнее всего приезжать в пятницу, когда все музеи города бесплатны. Экономия существенная, принимая во внимание европейские цены. А если задержаться еще и на субботу, есть шанс побывать на первом в Германии блошином рынке, где мне посчастливилось приобрести пару монет ГДР для брата-нумизмата.
Местные жители и путеводители в один голос рекомендовали Ландсмузеум (Государственный музей Нижней Саксонии с нешуточных размеров коллекцией Рембрандта, Шиле и Моне) и Музей Шпренгеля, который слывет одним из лучших собраний современного искусства в Европе. Мы располагаем лишь парой дней на осмотр Ганновера, поэтому пришлось выбирать. Перечень полотен первого музея вызвал в нас гораздо больше отклика, но слова «один из лучших в Европе» сделали свое дело, и вот мы уже проходим мимо замысловатых фигур на набережной – современный стрит-арт, выбравшийся из музея на прогулку по городу.
Колоссальная по размеру коллекция Шпренгеля делится на три части: искусство эпохи модерна, современное искусство, графика и фотография. Подписи картин перекрикивают одна другую: Пабло Пикассо, Макс Бекман, Курт Швиттерс, Пауль Клее, Эмль Нольде, Фернан Лежер, Макс Эрнст, наши соотечественники Васлий Кандинский, Эль Лиссицкий и Александр Родченко… Бернгард Шпренгель, словно немецкий Третьяков, собрал эти имена собрал под одной крышей, в 1969 году подарил свою коллекцию городу, а после еще и помог в постройке здания музея.
В числе многочисленных экспонатов – коллажи Пикассо, реконструкция знаменитой «абстрактной комнаты» Курта Швиттерса (своего рода скульптурно-архитектурный манифест кубизма) под туманным названием «Merzbau», гравюры Макса Бекмана, многочисленные видео-проекты (к счастью, большинство из них – на английском). Мы даже не успели добраться до графики и фотографии: подробный осмотр обширной экспозиции займет не один час, а у самых отчаянных любителей авангардных направлений искусства даже не один день.
И к слову, музей оказался далеко не единственной достопримечательностью города. Если Вы планируете поездку в Ганновер, настоятельно рекомендую пройти так называемый маршрут красной нити. Это полоса, которая проходит по улицам города с остановками в самых важных и красивых точках. В информационном пункте можно приобрести трехъевровый путеводитель по ним, язык которого назвать русским можно довольно условно – из-за обилия забавных грамматических и стилистических ошибок. Но это, как говорится, уже совершенно другая история.В следующих статьях рубрики Art&Travel читайте о продолжении моих art-путешествий по северной части Германии!
Больше статей об искусстве ищите в блоге PaintingRussia!
Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)