Найти тему

Вы ещё думаете, что в 5-й класс - это не как в 1-й? Наивные люди...

Почему сегодня Вова Просыпался 10 раз? Потому что он сегодня Поступает в пятый класс! (Да простит меня Агния Барто за вольность!)

Вот-вот "отгремят" пышные выпускные в начальной школе. И ваше чадо отправится терзать гранит науки в 5 класс. Здравствуй, средняя школа! Дитятко выросло. Началка, прощай!

Нет, конечно, будут у некоторых выпускников и их родителей слёзы и вздохи: "Марьванна, как же мы без вас???" И Марьванна, утирая скупую слезу, скажет: "Ничего, привыкнете как-нибудь. Не вы первые, не вы последние, птенчики когда-то вылетают из гнезда", и прочие ободряющие слова и предложения.

Вот только Марьванна отлично знает, как будет проходить этот "полёт птенчиков" через 3 месяца. Хотите, расскажу, что часто скрывается за вывеской "Здравствуй, 5 класс!"? Ключевые слова здесь: пофигизм, недоумение, тревога. А по-научному и официально-плакатно - преемственность! Здесь вы должны ощутить благоговейный трепет и волнение. Ощутили? Теперь добро пожаловать в реальность. Делайте глубокий вдох...

Пофигизм. Действующие лица - учителя и администрация средней школы. Почему-то по умолчанию считается, что в начальной школе детей должны научить всему и даже больше. Редкий учитель, берущий 5-й класс, изучит (хотя бы прочитает, хотя бы учебник в руки возьмёт!) программу 4-го класса. Например, есть известный нюанс с неопределённой формой глагола. В одних учебниках -ТЬ (-ТИ) - суффикс, а в других - окончание. Идёшь сама к словеснику, как гора к Магомету, выясняешь, чтобы детей не подставлять.

Ещё более редкий учитель средней школы посетит уроки в началке для ознакомления с требованиями программ, требованиями учителей, составом классов. Поэтому в сентябре пятиклашки получают по полной программе стресса от того, что они должны (обязаны!!) знать то, чему их не учили. "Как это вы не знаете? И чему вас только ваша Марьванна учила!" Здравствуйте, двойки и домашняя работа до ночи.

Нормальный учитель начальной школы, за 4 года прикипевший к детям, становится почти членом их семьи. Он знает про каждого ребёнка даже то, что его родители не знают. Знает семейную ситуацию у каждого. Знает сильные и слабые стороны каждого. Знает, от кого можно побольше требовать, а к кому нужно подходить осторожно, лишь бы не спугнуть робкий успех. Знает, кто быстрый, кто медлительный, кто тихий, кто прикидывается хулиганом, а сам романтик и т.д.

Пишешь на класс характеристику для нового классного руководителя - сама, ведь никто её не просит! Пишешь про каждого все подробности и нюансы. "Обратите, пожалуйста, внимание на это и на то..." По барабану! Да ещё пока в средней школе определят, кто будет классным, характеристика твоя сто раз потеряется.

Многие дети после 4-го класса (от 50% до 80%) переходят в другие школы, гимназии и лицеи. Это их право. Но о чём этот факт говорит? Только о том, что родная школа для дальнейшего обучения в её стенах предложить им ничего не может. Но у нас же подушевое финансирование! И знаете, кто, по мнению директора, всегда виноват в уходе детей? Правильно, учитель началки, ваша Марьванна. Это она, бессовестная, так хорошо научила учеников, что они без проблем сдают экзамены и выдерживают конкурсы в престижные школы. Это она, предательница, отговаривает родителей и детей от обучения в нашей "лучшей" школе. Плохо работаете с контингентом, Марьванна!

Недоумение - удел родителей. Знаете, кто чаще на выпускном говорит: "Марьванна, как же мы без вас?" Опытные родители, у которых уже старшие дети учатся в средней школе. За 4 года папы и мамы привыкают к порядку и чёткости организации процесса. Привыкают к тому, что учитель выдаёт максимальную информацию, опережая родительские вопросы. Привыкают, что учительница "первая моя" с их детьми - как курица с цыплятами. Дети всегда "под крылом" - присмотром и заботой. Привыкают к тому, что должно быть по умолчанию, и думают наивно, что так будет и в средней школе. УПС! Даже вечно недовольные родители-критики внезапно начинают понимать, что нехорошая Марьванна была, оказывается, ангелом-хранителем их чада. Начинают ценить труд Марьванны, окунувшись в новые обстоятельства. Правда, поздновато, но и на том спасибо.

Тревога и стресс, как всегда, достаются детям. Во-первых, они уходят от своего учителя, к характеру, шуткам, требованиям которого привыкли за 4 года. Дети идут в мир новых людей. И неизвестно, как этот мир их примет. Две самые большие тревоги у детей (по опросам) - новые учителя (вдруг злые?) и новые одноклассники (вдруг дерутся и обижают?). Дети не боятся сложных предметов и большого количества заданий. Они новых людей опасаются. Снова нужно приспосабливаться, привыкать. Снова нужно авторитет и репутацию зарабатывать.

Во-вторых, все уроки, за редким исключением, проходили раньше в одном кабинете. А тут каждый урок - в новом месте. Портфель собирай-разбирай. Кабинеты на разных этажах. И начинается: форму забыл в одном кабинете, не помню, каком. Любимую ручку потерял где-то в другом. Пока нашёл все вещи и нужный третий кабинет, урок начался, получите за опоздание! Пока привыкнешь, полгода пройдёт, не меньше.

В-третьих, новый непомерный объём домашних заданий. Даже говорить про это не хочется. К этому вообще нельзя привыкнуть.

Так что, дорогие родители, что 1-й класс, что 5-й - всё одно. Сплошной стресс и долгая адаптация. Учителя началки потому и плачут на выпускном: всё у ваших детей только начинается...

Ваши отклики буду рада прочитать здесь: annalitts71@gmail.com