Найти тему
Русская пианистка

Частное преподавание в Европе - как не потерять себя

Многие российские музыканты, приехав жить и работать в Европу, начинают преподавать музыку частным образом, ищут учеников. И сразу же страдают от внутренней этической проблемы : прогибаться или гордо нести знамя качества?

"Пусть лучше мир прогнется под нас" - не для частных учителей музыки. Mир - однажды - прогнется под нас; но с условием, что мы прогнемся первые.

Смиримся с тем, что мы не "избранные", не можем требовать результат, а иногда вынуждены заниматься "халтурой". Ставлю в кавычки, ибо наши музыканты делают или готовы делать хорошую работу. Просто эта работа, имено такого качества как мы привыкли, частным ученикам и их родителям часто не нужна.

Как умно прогнуться, не потеряв себя?

Ничего не делать, а деньги получать - мечта многих. Но мы, русские музыканты, не такие :). Мы не понимаем, как можно заниматься фортепиано с учеником, не проводя часы над постановкой рук, смириться с висящими локтями, с не проученными тактами.

Многие начинают требовать сразу же, как их научила наша музыкальная школа, настаивать, повышать голос, говорить свое "фу" и беситься.

Из непонимания реальности вытекают претензии к принимающей стороне в целом :

- "зачем тогда вообще заниматься"

- "видимо деньги некуда девать"

- "эти франзуские и американские методики фу, примитив".

И все это справедливые фразы, дело именно так и обстоит. Просто реальность поменялась, жить как-то надо. A требовать сразу можно только из позиции силы, когда от тебя зависят.

Какие могут быть позиции силы у учителя музыки? Их три :

1. Преподавать в государственной школе, выдающей государственный диплом, соответственно по экзаменам. Получил место в муниципальной музыкалке? - можешь требовать исходя из своих творческих и преподавательских принципов, более того - настаивать на них (если директор конечно позволит). Зарплата капает, все не сделанные задания - на совести учеников и родителей.

2. Быть богатым наследником, иметь финансовые тылы, а заниматься из чистого удовольствия от полезного дела.

3. Если именно мне позвонили и именно ко мне пришли заниматься, зная мою репутацию, или услышав о моих результатах от других. Есть еще один вариант возможности требовать для частника - заниматься с детьми русских родителей; в семье, где хотя бы один родитель (чаще конечно же мама) воспитан в нашей системе. Но даже русские родители, поживя во Франции, все больше сколоняются к "фану" и к "cool".

У большинства же из нас, кто не выдает дипломов и не имеет известности, никаких рычагов давления нет. То, как круто мы играем на инструменте после русских консерваторий, не повод на нас подписаться. И даже наоборот, это мы финансово зависим от наших учеников. Для русских музыкантов это может стать драмой.

Поэтому, до того как начинать часами ставить руки, повышать голос, сидеть на уроке с недовольной презрительной миной - нужно расположить к себе родителей, тихой сапой проводить с ними воспитательную работу.

Да, прогресс будет сначала невыносимо долгим - это если вообще он будет; но на втором году, заметив положительное общение с родителями, можно начинать ласково нажимать, то есть собственно требовать.

-2

Ученик на 3-м году обучения хорошо и с оттенками играет Французскую песенку Чайковского, которую в русских музыкалках играют в первом классе, - этому надо радоваться и отправлять его на местный конкурс, а не говорить "ой, 10 лет, а все еще в детском альбоме копается". Да, это намного позже привычных нам показателей по росскийской фортепианной больнице - но вы все равно оставите след в его жизни и плюс денежный доход сохраните.

Есть только один повод отказаться от ученика - поведение на уроке. Не отсутствие старания или низкие умственные способности, а нарушения дисциплины, неуважение, хамство ребенка или постоянные отмены урока накануне, что тоже хамство со стороны родителей.

Cамое главное. Если много учеников, у 80% из них настоящего прогресса никогда не будет. Хоть обтребуйся - только нервы вхолостую потратишь и потеряешь ученика. На начальном этапе нужно делать выбор между своим негодованием и деньгами - в пользу последних. А дальше по ситуации.

-3

#фортепиано #преподавание #европа