АСУ-76 (Объект 570) — опытная советская авиадесантная самоходная артиллерийская установка (САУ), лёгкая по массе. АСУ-76 стала первым советским образцом бронетехники, специально разработанным для вооружения ВДВ. Разработка АСУ-76 началась в октябре 1946 года. Первый прототип этой САУ был закончен в декабре 1947 года, а в 1948—1949 годах она успешно прошла испытания и 17 декабря 1949 года была принята на вооружение, однако, в серийное производство так и не поступила. Все работы по ней были приостановлены в 1953 году, и в связи с принятием на вооружение и серийным производством АСУ-57и АСУ-85, возобновлены так и не были. Всего было изготовлено лишь семь АСУ-76 в двух модификациях.
В июне 1946 года научно-технический комитет ГБТУ выдал задание Заводу №340 на доработку опытной облегчённой самоходной установки ОСУ-76. Проекту было присвоено обозначение АСУ-76.
С 7 июня по 28 июля 1948 года были проведены испытания первого опытного образца АСУ-76 на полигоне в г. Кубинка. Второй образец проходил испытания в Ленинграде с 11 июня по 5 июля 1948 года. Оба образца выдержали испытания. По результатам испытаний ГРАУ был предложен ряд конструктивных доработок в конструкции пушки.
С 1 июля по 1 сентября 1949 года четыре САУ с доработанными пушками прошли государственные испытания. По результатам испытаний комиссия рекомендовала АСУ-76 к принятию на вооружение. 17 декабря 1949 года АСУ-76 постановлением № 5560-2153 была принята на вооружение, однако серийно не производилась.
Корпус АСУ-76 состоял из броневых листов толщиной от 6 до 13 мм и обеспечивал экипажу защиту от осколков и пуль. В открытой рубке устанавливалась пушка.
Основным вооружением являлась 76-мм нарезная пушка с боекомплектом в 30 выстрелов. В качестве дополнительного вооружения использовался ручной пулемёт РП-46.
Карбюраторный двигатель ГАЗ-51Е и четырёх ступенчатая коробка передач расположены в кормовой части с правой стороны. остальные узлы размещены в передней части.
Подвеска использовалась индивидуальная торсионная. На передних узлах подвески были установлены гидравлические поршневые амортизаторы. На каждом борту имелось по четыре обрезиненных и по два поддерживающих катка. Последний каток выполнял роль направляющего, благодаря этому обеспечивалась необходимая для хорошей проходимости длина опорной поверхности.
Модификации
- АСУ-76 (Объект 570) — базовая версия, изготовлено 4 опытных образца и два предсерийных
- АСУ-76П (Объект 571) — плавающий вариант, отличавшийся увеличенной на 400 кг массой. Изготовлен 1 экземпляр в 1949 году
На данный момент (2010 год) один из сохранившихся экземпляров находится в Танковом музее в городе Кубинка.
Тактико-технические характеристики
Классификация — авиадесантная САУ
Боевая масса, т — 5,8
Компоновочная схема — трансмиссионное отделение спереди, совмещённое боевое, управления и моторное — сзади
Экипаж, чел. — 3
Годы разработки — 1946—1953
Годы производства — 1947—1950
Количество выпущенных, шт. — 7
Длина корпуса, мм — 3900
Длина с пушкой вперёд, мм — 4670
Ширина, мм — 2340
Высота, мм — 1600
База, мм — 2300
Клиренс, мм — 278..300
Тип брони — стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. — 6-8
Лоб корпуса (верх), мм/град. — 8 / 38° — 13 / 45°
Лоб корпуса (низ), мм/град. — 6—8 / 38°
Борт корпуса, мм/град. — 6 / 20°
Борт корпуса (низ), мм/град. — 6 / 0°
Корма корпуса, мм/град. — 4 / 0°
Днище, мм — 6
Лоб рубки, мм/град. — 8-13
Крыша рубки, мм/град. — открытая
Калибр и марка пушки — 76,2-мм ЛБ-76С
Тип пушки — нарезная пушка
Длина ствола, калибров — 46,1
Боекомплект пушки — 30
Углы ВН, град. — −5…+12
Углы ГН, град. — ±9
Дальность стрельбы, км — до 12,1
Прицелы — телескопический ОП-2-66
Пулемёты — 1 × 7,62-мм РП-46
Тип двигателя — ГАЗ-41Е
Мощность двигателя, л. с. — 78
Скорость по шоссе, км/ч — 45
Скорость по пересечённой местности, км/ч — 17—21
Запас хода по шоссе, км — 220—250
Удельная мощность, л. с./т — 13,4
Тип подвески — индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² — 0,46
Преодолеваемый подъём, град. — 30
Преодолеваемый брод, м — 0,65
Наша группа Вконтакте Подпишись будь в курсе
Источник: https://ru.wikipedia.org