Найти в Дзене
Наука 2.0

Экологичность – основа будущего

Книги по экологии зачастую представляют собой просто унылый набор того, что Тимоти Мортон, английский профессор Университета Райс, называет «фактоидами» факты, упакованные в легко усваиваемые фрагменты информации – набросанные на фоне природных образов и приключенческих историй. Своей новой книгой «Экологичность» Мортон делает отважную попытку расширить жанр во что-то более привлекательное для самых разных читателей. Тем не менее в книге прослеживается недостаток чётких мыслей, из-за чего Мортон всё же не выполнил своё обещание объяснить каждому читателю, что на самом деле означает быть «экологичным» человеком. Отвращение Мортона к фактоидам, по-видимому, связано с мнением, что ученые и писатели используют их, чтобы манипулировать чувствами аудитории. При этом авторы рассказывают читателям, о чём они должны думать, а не позволять им прийти к собственным выводам. Я не совсем согласен. Я вижу фактоиды (я предпочитаю просто называть их «фактами») как способ переложить сложные идеи на легк

Книги по экологии зачастую представляют собой просто унылый набор того, что Тимоти Мортон, английский профессор Университета Райс, называет «фактоидами» факты, упакованные в легко усваиваемые фрагменты информации – набросанные на фоне природных образов и приключенческих историй. Своей новой книгой «Экологичность» Мортон делает отважную попытку расширить жанр во что-то более привлекательное для самых разных читателей. Тем не менее в книге прослеживается недостаток чётких мыслей, из-за чего Мортон всё же не выполнил своё обещание объяснить каждому читателю, что на самом деле означает быть «экологичным» человеком.

Отвращение Мортона к фактоидам, по-видимому, связано с мнением, что ученые и писатели используют их, чтобы манипулировать чувствами аудитории. При этом авторы рассказывают читателям, о чём они должны думать, а не позволять им прийти к собственным выводам.

"Экологичность" Тимоти Мортон
"Экологичность" Тимоти Мортон

Я не совсем согласен. Я вижу фактоиды (я предпочитаю просто называть их «фактами») как способ переложить сложные идеи на легко понятный слог и сделать научные темы более доступными для всех. Да, даже выбор того, какую именно информацию предоставить аудитории может быть нелогичным для разбирающихся людей. Но это позволяет людям понять информацию, которая в противном случае будет им недоступна. Часть меня интересовалась, не было ли подробное и решительное объяснение Мортоном его противостояния фактоидам его собственным способом контролировать свою аудиторию и заставлять её покупать его книги?

Тем не менее, как человек очень близкий к природе по профессии, я постоянно задаюсь вопросом о том, как мотивировать людей быть более экологически чистыми. И я согласен с тем, что перечисление удручающих фактов, как правило, не лучший способ убедить их. Поэтому я изначально был заинтригован и хотел прочитать об окружающей среде с точки зрения Мортона. В конце концов, он проницательно указывает, что приоритет сбора информации над совершением конкретных действий может оказаться непродуктивным. Мы считаем, что если сможем найти один идеальный факт, который откроет нам глаза на всё, то нам уже под силу будет решить любые проблемы изменения климата (будь то сокращение площади леса, или чрезмерный промысел, или любые другие экологические беды), поэтому мы продолжаем бесконечно собирать информацию, а не предпринимать действия для предотвращения последствий разрушения окружающей среды. Это явление часто называют «параличом анализа».

Планета Земля – наш дом
Планета Земля – наш дом

Напротив, Мортон утверждает, что нам не нужно больше узнавать об экологии чтобы быть экологичными – мы уже являемся таковыми, просто живя в этом мире. То есть мы все естественные существа, которые не могут жить без природы, и этого должно быть достаточно, чтобы подтолкнуть нас к гармонии в жизни. Если мы хотим избежать экологической катастрофы (слова Мортона), в которой мы сейчас находимся, мы должны усвоить тот факт, что наше выживание неразрывно связано со здоровьем планеты.

Но у Мортона не выходит по-настоящему донести эту мысль до читателя. Вместо этого он теряется в длинных философских рассуждениях, которые касаются только экологических проблем. Он не в состоянии связать идеи вместе, что заставляет читателя упорно трудиться, чтобы понять его мировоззрение. И при этом энтузиазме в начале книги о том, как срочно нужно действовать, начать вытеснять человечество из созданных им экологических беспорядков, я перевернул последнюю страницу, не представляя, что мне следует делать. Кроме того, несмотря на заверения Мортона о том, что я «уже симбионт, находящийся в отношениях с другими симбионтами», я чувствую себя более экологичным.

Один из самых известных симбиозов
Один из самых известных симбиозов

Я понимаю, в чём была цель «Экологичности» Мортона. Человечество в настоящее время сталкивается с огромным списком экологических проблем: повышение температуры, нехватка пресной воды, вымирание видов. Я согласен с ним в том, что наше пренебрежение и излишнее злоупотребление богатствами природы коренится в том, что мы воспринимаем себя отдельно от природы. Мы носим технологии как доспехи, чтобы защитить себя от таких вещей, как хищники, вирусы и голод, которые в противном случае убьют нас. Однако мы все еще должны дышать кислородом, пить чистую воду и сосуществовать с бактериями и микробами, которые обеспечивают жизнь на Земле.

Это мнение Мортона: наши основные потребности и тот факт, что мы являемся биологическими существами, привязывают нас к природе. Знание этого должно сделать нас более старательными, мотивированными и открытыми для решения экологических проблем. Мне хотелось бы, чтобы он провёл больше времени выстраивая эти идеи и философию, позволяя читателям не только понять его точку зрения, но и почувствовать её внутри себя к концу прочтения. В конце концов, я просто немного запутался, все еще не понимая, как перевести множество философских идей, которые затронул Мортон, в более экологическое русло.

Альтернативная энергия – важный шаг для экологии
Альтернативная энергия – важный шаг для экологии

Хотя эта книга не стала вдохновляющим руководством к экологическому мышлению, как я себе представлял, я нашел в тексте действительно важные слова. Я особенно оценил утверждение Мортона о том, что даже при самых энергичных научных усилиях мы никогда не сможем узнать что-либо наверняка. Наше понимание мира в корне ошибочно, «запутанное неоднозначными понятиями о том, что означает слово интерпретация». Хотя для некоторых такая концепция может быть ужасающей, я нахожу ее дающей свободу, в некоторой мере.

Вместо того, чтобы с тревогой пытаться устранить все гипотетические негативные последствия предлагаемых экологических событий – тщетные усилия в нашем сложном и динамичном мире, Мортон советует нам принять неопределенность.

Мы должны действовать сейчас, чтобы смягчить изменение климата и утрату биоразнообразия на основе информации, которую мы имеем, и разбираться с потенциальными камнями преткновения по мере их возникновения вместо того, чтобы стоять на месте, просто ожидая, что когда-нибудь научное сообщество скажет нам, что делать.

Другими словами, хорошо действовать добросовестно, основываясь на актуальной информации и совершать ошибки. И плохо ничего не делать, боясь несуществующих рисков.

Примечание: в этой статье автор высказывает своё личное мнение о книге НЕ ИМЕЮЩЕЙ перевода на русский язык. Прошу обратить на это внимание. Оригинальное название книги — Being Ecological , автор Timothy Morton .