Российским туристам, скорее всего. придется еще немного подождать
Возможности снова летать на египетские курорты российские туристы ждут давно, с ностальгией вспоминая чистое море, прекрасные пляжи, замечательную природу этой страны и, конечно, доступные цены за отдых.
Страшная трагедия 31 октября 2015 года, в результате которой произошла катастрофа российского авиалайнера и погибло 224 человека, привела к тому, что многие страны, в том числе и Россия, прервали авиационное сообщение с этой страной.
С тех пор разговоры о возобновлении рейсов в Египет повторяются регулярно. С особой радостью и оптимизмом были встречены недавнее возобновление регулярного авиасообщения между Москвой и Каиром и слова президента России Владимира Путина о том, что работа по восстановлению «других направлений в Египет» будет продолжена. Казалось, что теперь до чартерных полетов в вожделенные Шарм-эль-Шейх и Хургаду рукой подать. Однако скоро лето, а россияне по-прежнему вынуждены искать другие места для отдыха.
Итак, что и кто сегодня против курортного Египта?
Статистика
2017 год оказался очень неоднозначным для российской туристической индустрии. С одной стороны, туроператоры, ориентированные на выездной туризм, могли быть довольны. Турпоток за рубеж вырос почти на 30% и затронул даже такие, достаточно «экзотические» ранее для наших туристов страны, как Катар или Танзания, не говоря уж о более привычных и популярных направлениях – Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и особенно, конечно, Турция. С другой стороны, 2017 год стал периодом своеобразной стагнации внутреннего туризма. По сравнению с предыдущим летним сезоном снижение турпотока, пусть и ненамного, отмечалось даже в Сочи и Крыму. Объяснить подобное развитие событий только дождливой и холодной погодой в начале прошлого лета, а также снижением кризисных явлений в экономике, что позволяет теперь нашим гражданам снова собираться за границу – было бы слишком просто. В любом случае государство должно принять какие-то меры для поддержки внутреннего туризма.
Безопасность
В последнее время власти Египта несколько раз заявляли, что уровень безопасности египетских аэропортов и авиасообщения в целом сегодня совершеннее, чем во многих развитых странах. Кроме того, введены общие для всех отелей правила и стандарты безопасности постояльцев. Многие авиакомпании мира остались довольны предпринятыми египетской стороной мерами и возобновили авиационное сообщение с этой страной. В то же время наши представители считают, что этих мер недостаточно, и полноценное воздушное сообщение между двумя странами может появиться только при выполнении всех требований российской стороны. В частности, наши службы безопасности хотели бы присутствия в каждом аэропорту Египта, обслуживающего российских граждан, своих специалистов, а также чтобы в аэропортах Шарм-эш-Шейха и Хургады были созданы отдельные места для полёта российских туристов. По мнению египетских властей, некоторые выставленные Россией условия являются слишком жёсткими.
Внутренние беспорядки
Обычно в курортных Хургаде и Шарм-эль-Шейхе туристы спокойно отдыхают и практически не замечают внутренних египетских беспорядков. Курортные зоны расположены далеко от всяких местных революций, забастовок, стычек с полицией и других неприятных событий. Да и власти стараются обеспечить покой туристов, приносящих стране прибыль. Однако уже после взрыва на борту российского самолета в Египте произошло несколько терактов. В частности, 1 декабря 2016 года в Каире произошел взрыв в христианском соборном комплексе, погибли 23 человека. 9 апреля 2017 года террорист-смертник подорвал себя внутри англиканской церкви в 60 км от Каира, погибли 26 человек. 26 мая 2017 года близ города Эль-Адва боевики обстреляли автобус с христианами-коптами, погибли 28 человек, около 30 получили ранения. Еще раньше, 7 октября 2013г. в Египте произошёл знаковый террористический акт – он случился всего за несколько десятков километров от Шарм-эль-Шейха. В любом случае, такая внутриполитическая ситуация в Египте может быть предлогом, чтобы на какое-то время снова задержать открытие туда чартерных рейсов.
Большая политика
Возобновлению массовых перевозок в курортные зоны Египта, конечно, серьезно мешает осложнение геополитической ситуации на Ближнем Востоке, в частности в Сирии и вокруг нее. В российских СМИ часто появлялись сообщения о том, российское военное лобби хотело бы каким-то образом связать возобновление полетов в Хургаду и Шарм-эль-Шейх с подписанием договора об использовании египетских военных баз российскими самолетами, что позволит усилить присутствие Москвы на Ближнем Востоке и оказывать более действенное влияние на конфликты в этом регионе мира. Муссировались слухи и о том, в обмен на возобновление массовых перевозок Египет взял на себя некоторые обязательства по покупке российского вооружения, а именно военных самолетов и вертолетов. Кроме того, вроде бы Россия хочет еще кое-каких преференций, связанных с поставкой в Египет некоторых продовольственных товаров. Собирается ли египетская сторона реализовать такие договоренности – точно не известно, и возвращению к ситуации до ноября 2015 года это не явно способствует.
Сервис
По мнению специалистов и отзывам тех российских туристов, которые все-таки побывали в последнее время на курортах Шарм-эль-Шейха и Хургады, туристический бизнес Египта в последнее время достаточно ощутимо изменился. Причем эти изменения могут не очень понравиться нашим соотечественникам, привыкшим к тому, что было раньше. В частности, египетские чиновники от туризма не раз заявляли о том, что теперь страна должна позиционироваться как направление с высоким уровнем сервиса и такими же ценами. И заявленные перемены происходят. Например, многие дешевые двух- и трехзвездочные отели, ставшие нерентабельными, уже закрыты. Те отели, которые ранее работали с нашими туристами, переориентировались на гостей из других стран - Китая, Индии, Европы. Уже известно и о том, что отельному сектору в будущем рекомендовано не демпинговать на российском рынке. То есть ждать дешевого Египта россиянам не стоит. Захотят ли наши туристы возвращаться в Шарм-эль-Шейх и Хургаду на таких условиях – вопрос. Хотя египтяне заявляют, что ждут нас с нетерпением.