Найти тему
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

Совесть — этический надзиратель

Совесть есть Этический Надзиратель, следящий за соблюдением нами известных нам норм, правил, уставов и законов Общего Блага, которые касаются Божественного Отношения ко всем существам.

За чéм следит в человеке Совесть ?

Совесть следит за тем, чтобы человек с корыстной целью не придумывал того, чего нет, и осознанно не пренебрегал тем, чтó есть.

Совесть следит за тем, чтобы человек не ставил свои телесно-духовные выгоды выше своих нравственных выгод, чтобы он понимал и помнил, что удовлетворение его телесных и духовных потребностей должно приносить пользу всем, а не только ему одному, потому что единичной пользы нет в Мироздании, есть или Общая польза или нет никакой пользы. Тот же, кому какое-то время удаётся стяжать себе всякие блага, обделив ими других, в конце концов потеряет всё и будет пребывать в лишениях столько времени, сколько необходимо для его возвращения в Общую Жизнь.

Совесть следит за тем, чтобы человек не считал свою жизнь важнее и дороже жизни других людей, ибо это неправда. Если бы это было правдой, человека не мучила бы Совесть после того, как он поддался этой неправде, и он не раскаивался бы и не просил прощения за своё поведение, продиктованное этим заблуждением.

Совесть следит за степенью честности человека и за степенью его лживости, за его стремлением к самообузданию и порядочности и за его нежеланием сдерживать себя и сползанием к низости, в зависимости от того, чтó, кáк, когдá, гдé и скóлько он отдаёт другим, и чтó, кáк, когдá, гдé и скóлько берёт от других.

Совесть следит за тем, насколько ради других человек напрягает себя, и насколько напрягает других ради себя. Так разумная душа следит за равномерной нагрузкой всех частей своего тела: она не может позволить ногам напрягаться больше, чем рукам, а мозгу — больше, чем сердцу, она не может заставлять глаза работать там, где должны работать уши, ибо знает, что постоянная перегрузка одного органа и постоянная незанятость других органов приводит к болезням и гибели всего организма.

Пророки, во всём подчинявшиеся Совести, являвшиеся Её воплощением, всегда предупреждали непослушных Ей людей о том, что перекосы, крайности и неравномерная нагрузка частей любого общественного организма, членов любого коллектива ведёт к его болезням и гибели. Но их не слушали, и потому общества и коллективы гибли, гибнут и будут гибнуть впредь.

Нужно отметить, что Совесть упрекает нас очень сильно именно тогда, когда мы ведём себя неправильно по отношению к другим людям, и — менее сильно, когда мы ведём себя неправильно по отношению к себе. Это происходит по той причине, что свою боль мы почувствуем вовремя, а значит на определённой черте мы остановимся. Когда же мы неправильно поступаем по отношению к другим людям, то есть заставляем их чрезмерно работать или терпеть лишения, то мы можем ничего не чувствовать вплоть до их смертельного исхода. И вот именно по этой причине Совесть упрекает нас намного скорее и сильнее из-за других людей, чем из-за нас самих. Когда мы неправильно ведём себя по отношению к себе, Её отношение к нам можно назвать упрёком-жалостью, упрёком-просьбой; когда же мы ведём себя неправильно с другими, Её отношение к нам превращается в упрёк-гнев, упрёк-негодование вплоть до ярой ненависти к нам, несущей в себе огненное желание уничтожить нас.

В любом философском или этическом словаре в статье «Совесть» можно прочесть следующее определение: «Совесть — это категория Этики…».

Но такое определение является невообразимой глупостью, бессмыслицей и даже кощунством. Совесть — не может быть категорией, потому что Совесть — Живое Существо, Мыслящая и Чувствующая Душа, неотступно следящая за исполнением нашего долга и всего круга наших обязанностей по отношению ко всем предметам. Слово «совесть» этимологически означает «совместное знание», и происходит от двух слов: «со» и «ведать», то есть вместе с кем-то что-то знать. Можно что-то знать вместе с категорией ? Чтó такое вообще категория ? Категория [katёgoria] — это всего лишь определение, суждение, общее понятие. Кому-то, может быть, и удобно, чтобы Совесть была категорией или понятием. Но тому, кто хочет приближаться к Богу и соединяться с Ним, Совесть нужна как Живое Существо, как требовательный Наставник и заботливый Руководитель, следящий за его нравственным поведением, то есть за соответствием его поступков целям Общего и Вечного Блага.

Совесть есть Этический Надзиратель, с Которым человек имеет совместное знание о должном. Причём, это знание является знанием не только о внешнем и внутреннем мире, о физических и духовных способностях и возможностях самого человека, но, чтó самое главное, о степени нравственной чистоты человека, то есть о его способности или неспособности ко лжи, о степени его склонности к придумыванию в корыстных целях того, чего нет, и к скрыванию в корыстных целях того, что́ есть.

Совесть всегда знает того человека, которого опекает: Она знает его общественное происхождение и положение, условия его общественного бытия и воспитания, его взаимоотношения с обществом и близкими, его сословную или кастовую принадлежность, степень его образованности и невежества, его желания, силы, мечты и особенности его телесного, духовного и душевного организма, а также его предназначение и Смысл его жизни, — Она знает о нём всё, и исходя из этого знания требует от человека только того, что́ человек знает, может и должен. Вóт почему у каждого человека ”своя”, ”индивидуальная” Совесть, отличная от Совести других людей, потому что каждый знает, может и должен разное.

Для того, чтобы слышать упрёк относительно своего поступка или поведения, нужно знать разницу между должным и недопустимым, то есть нужно знать то, чтó знает об этом воспитавшее нас общество и Этический Надзиратель. Но знать это без стремления это узнать — невозможно. Вóт почему большинство людей не желают знать должное, ибо знание должного при нежелании его исполнять ввергает их в пучину нравственных мук, которые обрушивает на них Этический Надзиратель.

Совесть всегда следит за повиновением человека нормам того общества, членом которого он является. Если человек вынужден быть членом двух или трёх обществ, Совесть следит за ним втройне, ибо Она знает нормы всех обществ и законы всяческих отношений.

На всё это способна только Живая мыслящая Душа, а не категория, моральное понятие или некое качество духовной личности.