Найти в Дзене
Top Movies

10 лучших фильмов-катастроф

Оглавление

Никому из нас не хотелось бы попасть в аварию или оказаться под метеоритным дождем. Но фильмы о катастрофах не собирали бы в прокате десятки и сотни миллионов долларов, если бы зрителям не нравилось сопереживать героям, попавшим в беду. Специально для тех, кто не любит фильмы о катастрофах, мы отобрали самые впечатляющие 10 картин этого жанра!

Вздымающийся ад / The Towering Inferno (1974)

фото: kinopoisk
фото: kinopoisk
Завершение работ над гигантским небоскребом оборачивается катастрофой. Строители провели в здании некачественную проводку, и серия коротких замыканий превращает сооружение в пылающий факел. Чтобы спасти гостей, запертых огнем на вершине здания, пожарным приходится идти на смертельный риск.

Чтобы поставить эту впечатляющую ленту, студии Warner и 20th Century Fox впервые в своей истории объединили усилия. Так же на равных над фильмом работали два его ведших актера - Стив Маккуин и Пол Ньюмен. У обоих было идентичное количество реплик и одинаковый гонорар - миллион долларов и 7,5% от кассовых сборов. Чтобы заработать эти деньги, звезды выполнили большую част положенных им по роли трюков, включая весьма опасные для жизни. В итоге лента, обошедшаяся инвесторам в 14 миллионов долларов собрала в одних только США 116 миллионов и получила три «Оскара» - за операторское решение, монтаж и песню «We Never Love Like This Again».

К-19 / K-19: The Widowmaker (2002)

фото: kinopoisk
фото: kinopoisk
Первая советская атомная подлодка с баллистическими ракетами на борту отправляется в дебютное плавание. Чтобы как можно быстрее сгустить судно на воду, инженеры срезали немало углов при строительстве. Поэтому подлодку терзают мелкие аварии. А затем случается странное - сбой в системе охлаждения реактора...

Безусловно, такой фильм должны были снять в СССР или России. Ведь это наши рабочие построили «К-19». это наши моряки ценой своих жизней спасли подлодку от взрыва. Хотя фильм Кэтрин Бигелоу и воздал должное героизму советских подводников,. «Голливудизация» сюжета привела к появлению в картине множества исторических и сценарных несуразностей. Тем не менее, это все равно значительный фильм-катастрофа украшенный дорогостоящими трюками и такими звездами, как Харрисон Форд и Лайам Нисон. Конечно, мы бы предпочли, чтобы русских играли русские, но актеры из России (в частности, Лев Прыгунов) получили в картине лишь роли второго плана.

Смерч / Twister (1996)

фото: kinopoisk
фото: kinopoisk
Бывший исследователь торнадо Бигг Хардинг (Бигг Пакстон) встречается со своей женой (Хелен Хант), все еще занимающейся их некогда общей профессией. Мужчина хочет, чтобы Джо подписала бумаги на развод. Однако старые привычки трудно забыть, и вскоре Билл вновь включается в погоню за смерчем...

Обычно герои фильмов-катастроф спасаются от бедствий, а не пытаются их найти. Уже один этот разрыв шаблона делает «Смерч» любопытным зрелищем. Также успеху картины способствовали обаяние и взаимная «химия» ведущих актеров - Пакстона и Хант. Однако главным действующим лицом «Смерча» все-таки были мощные компьютерные спецэффекты. Весьма прогрессивные для картины двадцатилетней давности. Вкупе с фантазией сценаристов и мастерством Яна де Бонта (оператора по первой профессии) они обеспечили ленте почти 500 миллионов долларов мирового проката, которые многократно окупили потраченные на постановку 92 миллиона. Именно со «Смерчем» связывают возвращение в середине 1990-х любви зрителей и продюсеров к фильмам-катастрофам.

Аполлон 13 / Apollo 13 (1995)

фото: kinopoisk
фото: kinopoisk
Полет «Аполлона-13» не должен был принести никаких неожиданностей. Американцам уже удавалось прилуниться и вернуться на Землю. Но несчастливый 13-й номер оказался роковым. Технические неполадки поставили под удар не только программу полета, но и шансы экипажа на возвращение домой...

Если про «К-19» должны были снимать наши, то трагедию «Апол-лона-13» сам бог велел описывать голливудцам. И они сделали это столь мастерски, что лента не только получила два «технических» «Оскара» (за монтаж и звук) и семь номинаций на более престижные статуэтки, но и удостоилась высочайших оценок критиков, обычно немилосердных к фильмам-катастрофам. Хотя спецэффекты картины были более чем компетентны, ключевыми факторами успеха явились не они, а умение Рона Ховарда выстроить динамичное повествование. Плюс, безусловно, харизма занятых в постановке звезд - Тома Хэнкса, Билла Пакстона, Кевина Бейкона, и Эда Харриса. Кстати, в фильме снялся и Джеймс Лозелл - командир реального «Аполлона-13». Рон Ховард хотел, чтобы космонавт сыграл адмирала, но Лозелл надел свой истинный, капитанский мундир.

Война миров / War of the Worlds (2005)

фото: kinopoisk
фото: kinopoisk
Заблаговременно подготовленное, но от этою не менее внезапное нападение пришельцев на Землю развивается быстро и неотвратимо. Людское оружие против них бессильно, и единственный шанс жаждущих выжить - убраться подальше от инопланетных боевых машин. Именно этим и занимается семья рабочего Рэя Ферьера (Том Круз).

Пригласив на главную роль в вольную экранизацию романа Герберта Уэллса Тома Круза, Стивен Спилбеог принял спорное решение. С одной стороны. Круз, бесспорно, чрезвычайно популярен, и внешне он вполне подходил к образу, который ему предстояло сыграть. С другой стороны, мы так привыкли видеть актера в роли человека, контролирующего ситуацию, что трудно поверить Крузу, когда он играет простого парня. Постоянно ждешь, когда же он начнет спасать мир. Но если отвлечься от проблем кастинга и чрезмерно счастливою хэппи-энда, то надо признать, что Спилберг создал внушительную и масштабную постановку со сложными спецэффектами и рядом драматичных сцен. Будь режиссер более последователен и жесток, он вполне мог бы создать безупречный шедевр жанра.

Идеальный шторм / The Perfect Storm (2000)

фото: kinopoisk
фото: kinopoisk
Капитан Билли Тайн (Джоодж Клуни) командует рыболовным судном. Бизнес у него идет не слишком ХОРОШО, и потому моряк вынужден рисковать - выходить в море, несмотря на штормовые предупреждения. Но сколько веревочке ни виться... Однажды корабль попадает в столь мощный шторм, что ученые прозвали его «идеальным».

«Идеальный шторм» основан на реальной истории, и у Вольфганга Петерсена хватило художественного вкуса и такта, чтобы не переврать события в угоду интересам бокс-офиса. Конечно. в сюжет были внесены некоторые «голливудизирующие» поправки, но их было не слишком много, и они не отняли у фильма его неподдельный драматизм. Более того, нестандартный для жанра сюжет был мастерски поддержан такими актерами, как Джордж Клуни, Марк Уолбеог, Джон С.Райли и Майкл Айоонсайд. И, конечно, нельзя не отметить восхитительно реалистичные спецэффекты картины, которые вместе со звуковым решением ленты номинировались на «Оскар» и проиграли лишь такому сильному сопернику, как «Гладиатор». Что же касается бокс-офиса, то и с заработками картине повезло. При бюджете в 140 миллионов долларов она собрала в мировом прокате почти 330 миллионов.

Армагеддон / Armageddon (1998)

фото: kinopoisk
фото: kinopoisk
НАСА обнаруживает, что к Земле мчится огромный астероид, способный в случае столкновения уничтожить все живое. Единственный шанс на спасение - пробурить астероид и заложить в него атомную бомбу, которая расколет небесное тело на две части. Для этого в космос надо отправить команду бурильщиков под командованием Гарри Стэмпера (Брюс Уиллис).

Мало кто умеет делать такие масштабные, плоские, патриотичные и динамичные картины, как Майкл Бэй. В случае «Армагеддона» это принесло ленте четыре номинации на «Оскар» и семь номинаций на «Золотую малину», одна из которых обернулась наградой для Брюса Уиллиса. Также фильм удостоился противоречивых отзывов критиков. 450 миллионов мировых сборов (при 140 миллионах бюджета) и обиды депутатов Государственной Думы, которых оскорбил не слишком лестный образ российского космонавта. В общем, как ни крути, а зрелище у Бэя получилось запоминающееся - с размашистыми компьютерными спецэффектами и армией харизматичных актеров Брюс Уиллис, Билли Боб Торнтон, Бен Аффлек, Стив Бушеми, Оуэн Уилсон, Майкл Кларк Дункан, Лив Тайлер - и это только самые известные участники постановки!

Столкновение с бездной / Deep Impact (1998)

фото: kinopoisk
фото: kinopoisk
Подросток-астроном и его учитель обнаруживают движущуюся к Земле комету. Ее столкновение с нашей планетой может подписать человечеству смертный приговор. США посылают космическую экспедицию, чтобы уничтожить комету. Но у правительства есть план и на случай провала. Оно планирует отобрать и спасти в подземных пещерах миллион человек, чтобы они смогли возродить человечество

1997-й был годом состязания фильмов о вулканах, а 1998-й оказался годом соревнования картин о небесных телах, грозящих уничтожить Землю. На первый взгляд, «Столкновение» и «Армагеддон» очень похожи, но если приглядеться, это разные фильмы. В то время как лента Бэя напирает на космический экшен, картина Ледео сосредоточена на трагедии тех, кто остался на Земле. Сразу видно, что режиссер начинала свою карьеру в телевизионных драмах и поставила десять серий «Скорой помощи». Да и актеры у нее в фильме не сплошь мужественные мачо, а такие разные исполнители, как Роберт Дюваль, Tea Леони, Элайджа Вуд, Ванесса Редгрейв. Морган Фримен, Максимилиан Шелл, и Лора Хннес из «Скорой помощи» Впрочем, это не значит, что нечего предъявить в плане спецэффектов. 75 миллионов долларов были потрачены с толком!

Послезавтра / The Day After Tomorrow (2004)

фото: kinopoisk
фото: kinopoisk
Быстро развивающееся потепление приводит к глобальному похолоданию в США. Большую часть страны накрывают ледники. Тем временем климатолог Джек Холл (Деннис Куэйд) отправляется в Нью-Йорк, чтобы спасти своего сына Сэма (Джейк Джилленхаал).

После «Годзиллы» и «Дня Независимости» Роланд Эммерих просто не мог себе позволить снять ленту-катастрофу с небольшим бюджетом и без глобальною размаха. И действительно, «Послезавтра» получился самым грандиозным, впечатляющим и технически сложным фильмом в карьере Эммериха и вообще в истории кино. Другое дело, что с актерской точки зрения это не слишком выдающаяся постановка, да и сборы у ленты оказались не столь велики, как надеялись продюсеры. Мы уж не говорим об очевидном научном абсурде многих сюжетных ходов - при том, что картина позиционировалась как «фильм- предупреждение». Но для настоящего фаната лент этого жанра масштабные сцены разрушений куда важнее клишированных персонажей и физически невозможных эпизодов!

Титаник / Titanic (1997)

фото: kinopoisk
фото: kinopoisk
Громадный океанский лайнер «Титаник» отправляется в свой первый рейс. Ею пассажиры, следующие в США, с надеждой смотрят В будущее и готовятся к новой жизни в Новом Свете. Они не знают, что «непотопляемый» корабль столкнется с айсбергом и станет подводной могилой.

Иногда мы спорим, какой фильм должен попасть на первое место в том или другом топе. Но в данном случае никаких сомнений не было. И дело не только в том, что «Титаник» собрал в мировом прокате неслыханные 1,3 миллиарда долларов. Хотя, конечно, для фильма-катастрофы коммерческие показатели - важный фактор успеха. Главное. Кэмерон смог органично объединить первую мелодраматичную часть картины с грандиозным спецэффектным финалом. В результате, когда начинается трагедия «Титаника», мы сопереживаем не расставленным по экрану марионеткам, а живым людям, КОТОРЫХ МЫ успели узнать и полюбить. Пои этом обе части фильма сделаны на очень высоком уровне. Не зря Леонардо ди Каприо именно после «Титаника» стал кумиром девичьих сердец всего мира, и не зря режиссер «выбил» для картины 200-миллионный бюджет, во многом потраченный на декорации и эффекты. Ни один цент из этой суммы не был израсходован впустую.

Если Вам понравилась подборка, то на нажмите «палец вверх» и подписывайтесь на наш канал

читайте также: 8 фильмов о космических экспедициях

Смотрите нас на YouTube