Оценка школьных учебников должна быть качественной, ей предстоит стать открытой и прозрачной. Как повысить уровень используемых в системе общего образования пособий, эксперты и депутаты обсудили в стенах Государственной думы.
Текст: Андрей Сидельников, фото: Андрей Семашко.
«Законодательная регламентация создания, экспертизы, распространения и использования учебников при реализации основных образовательных программ общего образования» – такова была тема парламентских слушаний, которые комитет Государственной думы по образованию и науке провел 30 марта 2018 года.
КТО ПЛАТИТ
Вопрос усовершенствования стандартов экспертизы школьных учебников давно назрел. 15 июня 2017 года во время прямой линии его затронул президент России Владимир Путин, дав поручение Министерству образования и науки подготовить новую систему экспертизы. Предложениями по решению этого вопроса поделились участники парламентских слушаний, ведущим которых выступил первый заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Геннадий Онищенко.
Сегодня в действующий перечень включено 1377 учебников, сказал статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ Павел Зенькович. Он уточнил, что речь идет как об учебниках, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, так и о пособиях для детей с ограниченными возможностями. В это число входят региональные учебники, а также те пособия, которые могут быть выбраны при формировании программ конкретной организации.
– Столь значительное количество учебников в действующем перечне, по нашему мнению, не обеспечивает их высокого качества, – отметил Павел Зенькович. – Несмотря на проводимую в установленном порядке экспертизу учебников, часть из них содержат ошибки, неточности, фальсификации, что препятствует получению школьниками качественного образования.
Замминистра поставил под сомнение объективность проводимой экспертизы, так как по сложившейся практике ее оплачивает заказчик, будь то издательство или сам автор. Павел Зенькович предположил, что оплата экспертиз за счет государственных средств повысила бы объективность их результатов.
Учебники проходят до четырех экспертиз: научную (или научную историко-культурную, если речь идет об учебниках истории), педагогическую, общественную и этнокультурную региональную. В ходе каждой из них работает не менее трех экспертов. Павел Зенькович предложил закрепить ответственность этих экспертов, как и автора учебника, за качество пособия. Он также настаивает на необходимости проведения экспертизы в полном объеме при внесении изменений в учебники. Чиновник считает, что необходимо законодательно закрепить термин «базовый учебник», что позволит выработать совсем другие подходы к разработке и экспертизе такой категории учебных пособий.
ЗАЙЦАМ ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ
Качество сегодняшних учебников считает неудовлетворительным Любовь Духанина, заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке. По ее мнению, не хватает заданий для базовых уровней, страницы пособий перегружены сложными научными терминами, язык изложения зачастую сложен и непонятен детям.
Встречаются и вовсе вопиющие моменты. Так, в одном из учебников для первоклассников есть небольшой рассказ про зайцев. В ходе повествования животные обсудили, как им плохо живется, и пришли к выводу, что им следует утопиться. Лучше умереть, чем жить в страхе, решили зайцы. «Лучше умереть, чем мучиться с зубом», – сообщил первоклассник бабушке, когда нужно было срочно ехать к стоматологу.
– Это не означает, что подобные «установки» при одном прочтении становятся как бы вот такой мировоззренческой позицией, но они точно становятся некими мемами, которые дети начинают использовать, – сказала Любовь Духанина.
Она также добавила, что в открытом доступе необходимо размещать не только результаты, но и текст экспертизы. Тогда профессиональное сообщество смогло бы принимать участие в обсуждении учебника и на подобные примеры обязательно обратили бы внимание.
– По ряду предметных тем школьной программы существуют разные точки зрения в науке и обществе. Это тоже должно быть отражено в учебнике, а не оставаться белыми пятнами, на которые ищут ответ учитель, ученик, родитель самостоятельно в том объеме знаний, который им доступен, – уверена Любовь Духанина.
УЧЕБНИКИ ДЛЯ ВСЕХ
Бесплатные учебники – базовое условие доступности бесплатного школьного образования, уверена Любовь Духанина. Однако только 8 процентов родителей заявили о том, что все учебники их детям достаются бесплатно, отметила депутат, сославшись на опрос, проведенный в 2017 году «Народным фронтом». 23 процента родителей покупают некоторые учебники, а 10 процентов говорят о том, что они вынуждены покупать большую часть учебников.
Сравнивая современную систему образования с советской, Любовь Духанина отмечает: учебные программы теперь не прописаны столь детально, вплоть до отдельных уроков. А ведь именно программа была основой как для автора учебника, так и для педагога, который готовится к занятиям. Сейчас учитель не может опираться на программу в той мере, в которой его коллеги делали это ранее, поэтому роль учебника возрастает.
Еще одна проблема – не хватает учебников по основным предметам для школ с преподаванием на региональных языках. В настоящее время учебники в полном объеме обеспечивают преподавание помимо русского только на татарском, хакасском, греческом и якутском.
ФАКЕЛ ИЛИ СОСУД
О том, что содержания образования в стандартах нет, напомнил первый заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Олег Смолин. Причина – введение компетентностного подхода.
– Мы помним старую дискуссию по поводу того, что такое ученик или студент: факел, который нужно зажечь, или сосуд, который нужно наполнить? Разумеется, факел. Но если сосуд пустой, то и факел не загорится, – сказал Олег Смолин, отметив, что возврат в государственные стандарты содержания образования будет способствовать восстановлению единого образовательного пространства.
Рост количества учебников депутат считает следствием часто меняющихся требований прежних составов Министерства образования. Вводились «линейки», «комплекты», «системы», издательства реагировали, выпуская учебники в рамках различных концепций. Навести порядок в этом сегменте Олег Смолин предложил с помощью рейтинга. Так, вместо механического сокращения количества учебных пособий будут созданы условия для поддержки и продвижения лучших учебников. Депутат предложил также вернуться к экспериментальным учебникам: вместо того чтобы отвергать или принимать работу автора, ему нужно дать возможность постепенно улучшать учебник в тесном контакте с экспертами.
При существующей системе согласований единый учебник, если он будет создан, не будет лучшим, уверен Олег Смолин. Он будет средним, «серым», и мы можем потерять все достижения, которые у нас есть, считает депутат.
СЛОВАРИ И ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Своим мнением в ходе слушаний поделились эксперты, представители общественных организаций и издательского сообщества. Так, представитель некоммерческого партнерства по содействию в поддержке и сохранении русского языка «Родное слово» Константин Деревянко предложил включить в систему отбора учебных изданий словари (универсальный, толковый, орфографический, орфоэпический), учебные пособия (учебно-наглядные и учебно-методические пособия, рабочие тетради), дидактические материалы (практикумы, задачники, игры).
Член-корреспондент РАО по Отделению философии образования и теоретической педагогики Александр Кондаков напомнил, что многие учебники были написаны двадцать, а то и сорок-пятьдесят лет назад. Сегодня ученик владеет современными технологиями, пользуется Интернетом, где он может в считаные секунды найти ответ на заданный вопрос. Материалы из Сети берут и преподаватели при подготовке к урокам. Существует постановление правительства по разработке программы «Цифровое образование для цифровой экономики», программы и учебники должны соответствовать концепции цифровой экономики.
О том, что дорогая экспертиза особенно сказывается на стоимости малотиражных учебников, изданных на языках малочисленных народов, говорили директор Института национальных школ Республики Саха (Якутия) Светлана Семенова и депутат Народного собрания Республики Дагестан Гамидулах Магомедов. Например, за экспертную оценку одной страницы нужно отдать 17 тысяч рублей, при этом тираж некоторых пособий – не более 500 экземпляров.
Подводя итоги встречи, Геннадий Онищенко напомнил, что обсуждение новых стандартов экспертизы школьных учебников будет продолжено и все предложения экспертов, поступившие в комитет Государственной думы по образованию и науке, будут учтены при подготовке рекомендаций.