На чем ездят президенты? На роскошных лимузинах?
Не совсем. 90% годового «пробега» Владимира Путина приходится на авиатранспорт. Однако не стоит умалять значение автомобилей в жизни президента. Помимо ежедневных поездок по Москве, где главу государства обслуживают три основных автомобиля (причем два из них – мини-вэны), его лимузин путешествует по миру и доставляет хозяина на все деловые встречи. А иногда автомобиль становится «убежищем» для встреч: лимузинные переговоры предполагают максимальную скрытость от посторонних глаз и ушей. Как и хозяин, большую часть перемещений автомобиль совершает по воздуху, иногда путешествует в железнодорожном вагоне, то есть живет в президентском комфорте. Даже мойщики обязаны иметь высокую квалификацию и быть надежными людьми.
Владимир Путин приехал в составе кортежа из четырех Mercedes-Benz – два E-класса, два S-класса. Машины этой же марки использовали президенты других стран. В качестве машин сопровождения выступали Mercedes-Benz G-класс, и это был самый большой product placement немецкой фирмы на Урале.
Но если Ху Цзиньтао, лидер КНР, на родине предпочитает ездить на Audi A8, то Владимир Путин использует Mercedes-Benz регулярно. Пользуясь случаем, мы разузнали о президентской машине побольше.
Мир больших цифр
По оценкам, автомобиль президента РФ стоит около 40 миллионов рублей ($1,5 миллиона). Внешне он похож на Mercedes-Benz S-класса предыдущего поколения, но цена красноречиво свидетельствует о его необычности. Ведь даже «властелин прайс-листа» новый S63 AMG c 612-сильным мотором в длиннобазной версии стоит лишь девять миллионов рублей.
Комфорт и скоростные качества являются первостепенными для любого VIP-автомобиля, однако машину, которая не уступит президентскому лимузину по этим параметрам, можно купить за сущие копейки – миллиона за четыре. Откуда берутся оставшиеся 90% стоимости?
Владимир Путин использует Mercedes-Benz S-Guard Pullman, однако Mercedes как таковой является лишь поставщиком основных компонентов. Дорогостоящие работы, включая финальную сборку, осуществляются небольшими подразделениями немецкого концерна.
Сначала в кузов серийного S-класса вваривается вставка, превращающая его в стретч (Pullman). В отличие от свадебных лимузинов автомобиль Путина – маломерка: база увеличена на метр, а общая длина лишь немногим более шести метров. Для примера, по Челябинску ездят лимузины длиной 11 метров, но, разумеется, для президентского кортежа такие «крокодилы» не подходят – слишком неповоротливые.
Мрачные факты
Но не удлинение виновато в стоимости автомобиля. Обеспечение безопасности – вот главная статья расходов. Использование президентом автомобиля является ежедневной необходимостью, но именно автомобиль наиболее уязвим для атаки террористов.
История знает немало печальных примеров. Одним из первых громких покушений в автомобиле было «сараевское убийство» эрцгерцога Франца Фердинанда, положившее начало Первой мировой войне. Автомобиль непривычной нам марки Gräf & Stift хранится в венском музее, и над правым задним крылом видно отверстие от пули, убившей жену эрцгерцога Софию. Сам Франц Фердинанд носил бронежилет и был поражен в голову.
В 1963 году в Lincoln Continental был застрелен президент США Джон Кеннеди. 13 мая 1981 года турецкий экстримист совершил попытку покушения на Папу Римского Иоанна Павла Второго, который приветствовал публику из Mercedes-Benz G-класса на площади Святого Петра. С тех пор папамобиль накрылся пуленепробиваемым стеклянным коконом.
В 1995 году нападению подвергся премьер-министр Испании Хосе-Мария Аснар – бомбу заложили в автомобиль, но политик «опоздал» на взрыв и отделался ранением. Из новостных сводок вы помните нападение на грузинского лидера Эдуарда Шеварднадзе в 1998 году. Mercedes-Benz S-Guard попал под шквальный огонь из автоматов и гранатометов «Муха», но броня спасла Шеварднадзе жизнь.
Молчаливый охранник
Так что бронирование – вовсе не прихоть. Автомобиль президента России подготовлен по совершенно секретной программе в специальном подразделении Mercedes-Benz в Зиндельфингене, откуда выходят «броневики» с индексом Guard. Данные о клиентах и их автомобилях засекречены без срока давности – фирма хранит в тайне любые подробности с тридцатых годов прошлого века. Более того, в случае уничтожения автомобиля, Guard старается не оставлять улик, передавая поврежденные автомобили для исследования в свои лаборатории с последующим уничтожением.
Для бронирования S-класса используется восьмимиллиметровая многослойная сталь, листы которой интегрируются в кузов автомобиля. Пассажирский отсек превращается в подобие монокока из высокопрочной стали, выдерживающий выстрелы из оружия класса B7, например, из немецкой винтовки Heckler und Koch с использованием бронебойной пули. 55-миллиметровые стекла лимузина обеспечивают класс защиты B6, то есть остановят свинцовую пулю из такой же винтовки.
Автомобиль президента России бронирован по специальной программе, которая включала дополнительный цикл испытаний, в частности, обстрелы более мощными видами оружия. По оценкам специалистов, машина президента бронирована с использованием металлокерамических пластин, которые отличаются высочайшей термопрочностью и способны остановить бронебойно-зажигательную пулю.
Помимо защиты от стрелкового оружия, лимузины бронируются снизу и сверху против мин и гранат, а также защищаются на случай химической атаки: салоны герметичны, а в случае длительного пребывания в опасной зоне начнет работать автономная система воздухоснабжения.
Полная масса президентского автомобиля превышает четыре тонны, поэтому ходовая часть и двигатель подвергаются серьезной модернизации: например, подвеска практически полностью оригинальная. Мощность двигателя засекречена, однако у нового S-Guard она составляет 517 л.с., и вряд ли у президентского стретча, пусть и прошлого поколения, она меньше.
Но нет брони, которая могла бы сопротивляться вечно, и крайне важно, чтобы автомобиль сохранил мобильность после атаки и увез пассажиров из зоны обстрела.
Шины Michelin PAX стоят порядка 350 тысяч рублей за комплект, но позволяют перемещаться на большой скорости даже в случае сквозного прострела, для чего внутри шины на обод колеса наварено резиновое кольцо. Бак автомобиля нечувствителен к прострелу и обладает способностью к самогерметизации. Защищается не только пассажирский отсек, но и основные агрегаты (например, радиатор), повреждение которых может привести к остановке автомобиля.
S-Guard – не единственный автомобиль президента: также есть микроавтобус Mercedes-Benz Sprinter и Volkswagen Caravelle – машины неприметные и более удобные для работы и совещаний.