В детстве моему воспитанию уделялось огромное внимание и придавалось не меньшее значение. Воспитывали меня хорошо, тщательно, и по авторской методике, которая передавалась из рук в руки особо внимательными родителями.
Я выросла очень хорошо воспитанным человеком, который крайне боится быть неудобным. Быть неудобным членам семьи, друзьям, коллегам, соседям, продавцам в магазине и тем, кто едет со мной в общественном транспорте. Если мне наступали на ногу, я просила прощения, и еле удерживалась от вопроса, не слишком ли неудобна для ботинка человека расположена моя нога.
Если у меня просили денег в долг - я никогда не отказывала.
Если меня просили о тех вещах, выполнение которых причинит мне неудобства, я никогда не говорила нет.
Если на меня кричали - я смиренно терпела.
Я говорила "извините, пожалуйста", "будьте добры", "прошу прощения" и "спасибо" в одном предложении и без предлогов.
Я с благодарностью слушала те советы, которые мне давали, даже если я о них не просила.
Я не задумывалась о том, что у меня в принципе есть права - все мои мысли были заняты моими обязанностями.
Помыслить о том, чтобы сказать человеку, что он доставляет мне неудобства и является источником дискомфорта? Что Вы, что Вы, ни в коем разе, делайте так, как Вам удобно, я потерплю!
Я всегда заботилась о том, что бы мои слова не обидели человека, поступки - не ранили, а мнение - не задело и не прищемило ничьих интересов. Ничьих, кроме моих собственных.
Однажды я довольно долго просила прощения, за то, что была так неосторожна, что задела плечом - всё хорошо, но это был манекен.
Иногда, правда, меня прорывало - настолько редко, и так неожиданно, что удивлялись окружающие, и пугалась я сама, а позже ещё и мучилась чувством вины и угрызениями совести.
Я жила бы так ещё долго. Если бы однажды я не задумалась - а какое я имею право объяснять своему ребёнку, что надо отстаивать свою точку зрения, свои позиции, свои убеждения и свои интересы, если я не умею делать это сама?
Я начала с интернета. Там проще - можно написать очень вежливый комментарий о том, что ты не разделяешь мнения оппонента, а потом спрятаться в шкаф. Потом можно высказать свою позицию чуть громче и уверенней - в крайнем случае, забанив собеседника до того, как он прочитает комментарий и ответит.
Путь этот непрост - учиться быть неудобной вопреки своему внутреннему голосу, который и критик, и цензор, и самый суровый судья.
Но всё дело в тренировках. Потом можно осмелеть, и сказать продавцу, что он вас обсчитал. исключительно в очень вежливой и тактичной форме. Потом, раздухарившись, попросить уступить место в метро, потому что ребёнок ещё маленький (а не потому что яжемать), и стоять с ним на руках очень тяжело.
Потом научиться отказывать знакомым в тех просьбах. которые повлекут для меня какие-то существенные неудобства, несовместимые с нормальной жизнью. Резко дать отпор при попытках осчастливить советом и рекомендациями "а вот тебе следовало бы".
А потом, спустя годы тренировок, взять, и сказать человеку в метро, чтобы он снял свой рюкзак, пусть будет так добр, потому что уж очень он неудобно впивается мне в организм.
Повторить несколько раз.
При необходимости дышать в бумажный пакет или по схеме - вдох-задержка дыхания-выдох на счёт семь".
Помогает.