Найти в Дзене

Российские кинозрители полюбили отечественное

Оглавление

http://2035.media/2018/04/16/russian-movie/

Позапрошлый 2016 год был объявлен Годом российского кино. Главной задачей этой акции стала популяризация и повышение качества отечественного киноискусства. Если судить исключительно по внешним признакам, спустя год после ее завершения киноиндустрия действительно на подъеме — раз за разом российские киноленты побивают рекорды кассовых сборов и собирают большое количество положительных отзывов. Самое время вооружиться данными социологических опросов, мониторингов СМИ, цифрами посещаемости и попытаться понять, на самом ли деле российский зритель потянулся к отечественному кино и чем это может быть вызвано

Зрители выбирают российское

В марте 2018 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Ванта Груп по заказу Фонда кино представили итоги «Исследования аудитории российских городских кинотеатров». Социологи отмечают, что за прошедший год интерес к российскому кино значительно вырос и причина — в растущем качестве отечественной кинопродукции.

Почти две трети зрителей сообщили, что качество российского кино за последние два года улучшилось. В ситуации выбора: пойти в кино на российский фильм прямо сейчас или ждать сеанс зарубежного фильма, 87 процентов респондентов предпочтут посмотреть российское кино. Только десятая часть зрителей предпочтет подождать начала интересного им зарубежного фильма или уйдет из кинотеатра. Годом ранее эта доля составляла 17 процентов.

Портрет современного российского зрителя

Фильм «Движение вверх» стал рекордсменом российского кинопроката не только по количеству собранных денег, но и количеству зрителей. Источник фото — kinopoisk.ru
Фильм «Движение вверх» стал рекордсменом российского кинопроката не только по количеству собранных денег, но и количеству зрителей. Источник фото — kinopoisk.ru

Как выглядит зритель, обративший свой взгляд к отечественному кинематографу. Возраст среднестатистического посетителя кинотеатров — 30 лет. Он посещает кинотеатр 15 раз в год, ходит в кино со своей второй половиной и выбирает фильм для просмотра более чем за сутки до сеанса.

По сравнению с прошлым годом зрители стали старше, и выросла доля семейной аудитории. Например, доля зрителей старше 35 лет выросла с 15 до 20 процентов и старше 45 лет — с 7 до 10 процентов. Доля подростков 14-17 лет и молодежи уменьшилась, но социологи отмечают, что именно она составляет ядро киноаудитории — школьники и студенты посещают кинотеатры 1-2 раза в месяц и чаще.

Каналы продвижения

Фильм «Лед» успешно продвинулся на волне интереса к спортивным драмам. Источник фото — kinopoisk.ru
Фильм «Лед» успешно продвинулся на волне интереса к спортивным драмам. Источник фото — kinopoisk.ru

Как известно, одним из главных доводов при выборе фильма для просмотра являются советы друзей и знакомых. Если раньше можно было обсудить просмотренное только лично, то сегодня велика роль интернета. Правда, опрос ВЦИОМ показал, что только десятая часть кинозрителей пишет отзывы и комментарии в интернете после просмотра фильма. Чаще всего комментарии о фильме оставляют на своей странице в социальной сети. Что касается, например, Кинопоиска, на котором каждый второй кинозритель берет информацию о фильмах, то на одну тысячу зрителей приходится не более 3 человек, которые оставляют свой отзыв на этом ресурсе.

Логично предположить, что в такой ситуации большое влияние приобретает рекламный инструментарий. Привлекательность тех или иных трейлеров сподвигает зрителей на поход на соответствующую кинокартину. Активно участвуют в продвижении своих фильмов телевизионные каналы, давно включившиеся в кинопроизводство.

Если анализировать медийную активность кинопроизводителей, то можно заметить, что, например, по достаточно общему запросу «российское кино» упоминаемость в СМИ возрастает с августа 2017 года.

-4

Если рассмотреть ситуацию более внимательно, можно заметить, что в этот период стартовала промо-кампания фильма «Последний богатырь». Картина снята совместными усилиями российских кинематографистов и опытнейших кинопроизводителей из американской студии Уолта Диснея. Можно предположить, что богатый опыт активного промоутирования был активно использован для раскрутки картины.

-5

Аналогично высокие результаты упоминаемости показывает исключительно отечественный кинохит, обошедшая «Последнего богатыря» спортивная драма «Движение вверх».

-6

Правда, в отличие от «Последнего богатыря» здесь всплеск внимания СМИ пришелся на активную фазу проката — лента стартовала в последние дни декабря 2017 года и как раз на этот период пришелся старт упоминаемости. Но по итоговому количеству упоминаний она обошла диснеевскую сказку почти в пять раз — 1500 упоминаний на пике против 400.

Посещаемость

Фильм «Викинг» был внушительным «долгостроем» — шел к прокату много лет. Источник фото — kinopoisk.ru
Фильм «Викинг» был внушительным «долгостроем» — шел к прокату много лет. Источник фото — kinopoisk.ru

Сравнивать фильмы по кассовым сборам сегодня довольно затруднительно — один из кассовых лидеров во всем мире — американский фильм «Аватар» вышел в прокат в 2009 году. С тех пор изменился курс рубля относительно к доллару, так и покупательная способность доллара также изменилась. Логичнее было бы измерить популярность фильмов количеством зрителей, которые посещали сеансы в кинотеатрах. Сайт «КиноПоиск» предоставляет такую возможность.

От фильма «Первый богатырь» не ожидали столь впечатляющих сборов. Предыдущий опыт «сказочной» копродукции с Диснеем был не столь удачным. Источник фото — kinopoisk.ru
От фильма «Первый богатырь» не ожидали столь впечатляющих сборов. Предыдущий опыт «сказочной» копродукции с Диснеем был не столь удачным. Источник фото — kinopoisk.ru

В десятке лидеров по количеству зрителей в России два отечественных фильма — это «Движение вверх» (2 место с 12,4 млн зрителей) и «Последний богатырь» (10 место с 7,8 млн зрителей). Возглавляет этот список все тот же «Аватар» — у нас его посмотрело 13,9 млн зрителей. В первой тридцатке списка такие российские фильмы, как «Лед» (2018 год выпуска, 6,3 млн зрителей), «Сталинград» (2015, 6,2 млн зрителей) и «Викинг» (2016, 5,8 млн зрителей).

Таким образом, можно сделать несколько выводов. Российские фильмы постепенно начинают на равных конкурировать за внимание своих зрителей с кинопродукцией других стран и прежде всего США. Пока еще сложно говорить о полноценной и равной конкуренции, но важно, что нашим кинопроизводителям удается вернуть интерес к себе у более искушенной и требовательной аудитории среднего и старшего возраста. Да, пока это достигается за счет активного промоутирования, но так или иначе, значительные показатели, которые демонстрируют некоторые российские фильмы были бы невозможны, если бы на киносеансы не приходили всей семьей. А такого можно достигнуть только значительно повысив качество выпускаемой продукции.