Слухи о проблемах со здоровьем из-за марихуаны и её производных (масла ТГК, гашиша и т.д.) преувеличены настолько, что люди либо слепо верят в абсолютный вред каннабиса, либо совсем расслабляются и думают, что это не имеет даже доли истины.
Почти все приятные занятия и продукты могут вызвать зависимость (физическую или психологическую). Зависимость становится проблемой, когда объект страсти становится чрезмерно важен и серьёзно вредит другим сферам жизни.
Важно обратить внимание на очередную языковую ловушку: в русском языке слово "зависимость" обычно воспринимается только в контексте физической тяги, но марихуана если и вызывает зависимость, то психологическую. При этом у некоторых людей бывают симптомы отмены (например, бессонница или повышенная потливость), но симптомы отмены — это не то же самое, что физическая зависимость.
Идея пристрастия к марихуане очень спорна, и многие считают, что это совершенно невозможно. У англоязычных врачей фактически есть термин для обозначения зависимости от этого растения: "cannabis use disorder" (можно перевести как "беспорядочное употребление" или "нарушение употребления" каннабиса). Диагноз существует всего несколько лет: впервые упоминается в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам в версии 2013 года. Американский национальный институт по злоупотреблению наркотиками считает, что 9% пользователей марихуаны будут злоупотреблять ею в течение жизни.
9% — это немного, особенно по сравнению со многими другими веществами, однако утверждать, что от марихуаны совершенно не может быть зависимости — неверно. Основной показатель — невозможность и/или нежелание перестать курить, даже когда негативные эффекты значительно превосходят позитивные.
Джонатан Бертрам, нарколог из Центра наркомании и психического здоровья в Торонто (Канада) говорит, что многие из его пациентов начали курить либо ради удовольствия, либо для лечения бессонницы и других проблем, но со временем польза начала уменьшаться, а в некоторых случаях привычка начинала оказывать негативное влияние на их жизнь.
Как лечить зависимость
Первичная терапия, по словам Бертрана, это всегда когнитивно-поведенческая терапия — разработка специальных методов для решения повседневных мыслей и проблем. Проще говоря, поведение, образ мышления и образ жизни пациента корректируется таким образом, чтобы он обращал меньше внимания на марихуану, и реже попадал в ситуации, которые способствуют злоупотреблению.
Вторичным способ лечения — препарат набилон, который имитирует терапевтический эффект каннабидиола (КБД) в каннабисе; при этом он не психоактивный.
Однако Бертрам считает, что у лечения набилоном гораздо меньше доказательств эффективности, чем у медикаментозного лечения зависимости от других веществ (то есть метадона для опиоидной зависимости).
По его словам, можно лечить людей, страдающих расстройством каннабиса, просто заставляя их курить более умеренно, и этот метод на самом деле работает. Однако обычно помочь человеку могут только близкие люди, потому что проводят много времени вместе и могут повлиять на привычки и поведение пациента.
Врач также упомянул, что он видит гораздо меньше пациентов с расстройством каннабиса, чем тех, у кого есть проблемы с другими веществами, такими как алкоголь и опиоиды.