Легенда, которую многие знают с детства, и сюжет для произведений искусства по всему миру - история о волхвах всегда порождала вопросы, на которые не могут исчерпывающе ответить ни историки, ни специалисты по мифологии.
Как и многие библейские сказания, история о волхвах не лишена неопределенности, которая в основном относится к местам, из которых они пришли и где завершили свой путь. Единственным каноническим христианским источником, из которого мы узнаем о волхвах, является Евангелие от Матфея. В нем говорится, что мудрецы, ведомые звездой, пришли с востока с дарами - золотом, ладаном и смирной, при этом скрыв от Ирода тайну о местоположении родившегося Младенца. При этом, о том, что волхвов было именно трое, можно предположить на основании лишь того, что даров было три.
Затем, гораздо позже, волхвы представляются уже как цари и появляются упоминания о их восточном происхождении. Так, например, они упоминаются в апокрифических Евангелиях, а также описание даров волхвов можно найти у арабского историка IX в. Али аль-Табари.
Очевидно, что Матфея, кем бы он ни был, еще не было на свете когда родился Иисус, - ведь само евангелие было написано в I в. и следовательно не является рассказом очевидца. И до Матфея среди разных слоев общества ходили рассказы о волхвах. Агиограф XIV в. Иоанн Хильдесхаймский считал, что им был дан знак с неба - нечто, увиденное астрономами древней Армении с горы Ваус, отождествляемой с высшей точкой армянского Адарбайгана. Во многих местах Нового Завета, к примеру в Деяниях Святых Апостолов, используется слово волхв (Симон-Волхв), что по-гречески значит «колдун». В этом же значении оно могло относится и к зороастрийским жрецам из Персии (упоминание об этом можно найти у Геродота и косвенно в евангельских описаниях наблюдений за звездами). В ожидании исполнения пророчества, жрецы и звездочеты взошли на священную гору, считая, что появление звезды предскажет приход на землю божества. Иоанн Хильдесхаймский в своих трудах указывает, что, вопреки существовавшему мнению, волхвы пришли не из Персии или Халдеи, а из Индий (под которыми понималась и Нубия). Он ссылается в своем описании на царство Пресвитера Иоанна, расположенное в те времена на Дальнем Востоке, что только добавляет неопределенности в определении их происхождения. Единственное, что не отрицается ни в одном источнике, это то, что один из волхвов был белый, другой черным, а третий арабом.
Первые исторические свидетельства о месте захоронения волхвов можно найти у Марко Поло в истории его путешествий, где он якобы посещал их могилы в городе Сава во время своего пребывания в Персии. Хотя еще раньше, по преданию в IV в., желая быть захороненным рядом с волхвами, епископ Евсторгий забрал останки трех царей из храма Святой Софии в Константинополе (куда ранее их привезла царица Елена, вернувшись из паломничества в Святую Землю) и доставил в Милан. Там, в базилике Святого Евсторгия, в 1162 г. останки и были обнаружены во время завоевания Милана Фридрихом Барбароссой.
Канцлер Фридриха архиепископ Рейнальд фон Дассель, предвидя возможные перспективы развития для своего города, забрал святые мощи в Кельн, что послужило началом строительства знаменитого собора. В нем и по сей день за алтарем стоит рака с тремя саркофагами, в которых покоятся цари-волхвы.
Долгое время миланцы выражали недовольство в связи со случившимся, требуя вернуть святыню. И лишь более семи столетий спустя, в 1904 г., в дар церкви Святого Евсторгия архиепископом Кельнским была преподнесена небольшая часть мощей, состоящая из двух малых берцовых костей, одной большой берцовой и позвонка. Меж тем, немало частиц мощей (мелкие кости, хрящи) были оставлены в некоторых христианских храмах еще по пути в Германию, став их неотъемлемыми частями и местными предметами гордости. Не зная определенно о том, откуда волхвы начали свой путь, можно с определенной вероятностью утверждать, что эти пилигримы остались таковыми и после смерти.
Небесные помощники. Ангелы-Хранители существуют! Невероятная история из жизни
Черное зеркало в потусторонний мир. Реальный случай из жизни