Найти в Дзене
Истории об истории

Третий крестовый поход. Ричард и Филипп

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

1187 год, Иерусалим пал. Хотя «пал» подразумевает борьбу, сопротивление, тяжёлую осаду. Нет, он сдался почти без боя. Что толку в высоких стенах, толстой кирпичной кладке или запасах провизии, если защитников, войска нет. Но даже при наличии людей – без воли к победе, без того чувства, что заставляет защищаться до последнего вздоха, идти на смерть, сопротивление невозможно. Чувства не было, как не было и людей.

Дребезжащий звук, тяжелый скрежет от петель главных врат Иерусалима, открывшихся перед Саладином, громом разнёсся по всей Европе. Всё, чего хотел Бог в первом крестовом походе, теперь грозило пойти прахом. И волос с головы человека не упадёт без воли Всевышнего – а тут упал (пал) Иерусалим, Гроб Господень в руках сарацин! Значит за грехи людские, значит авторитет католической церкви и папы римского в опасности!

Третий поход, созванный в 1189 году, обещал быть грандиозным: откликнулись целых три монарха, пожалуй, могущественнейшие правители Европы: император германский Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский — Ричард Львиное Сердце. На ум приходит басня Крылова, которую все хорошо знаем, и мы можем раздать этим правителям роли в пьесе: лебедь (Ричард I), рак (Филипп II) и щука (Фридрих I).

Когда Вы уходите на работу, в школу или к любовнице из дому, обязательно проверяете, всё ли в порядке: выключен утюг, заправлена постель, кот накормлен, фикус полит. Отправиться в крестовый поход – предприятие ещё более сложное, делать это, когда в собственном государстве всё неблагополучно крайне опасно.

-2

Отношения между Францией и Англией в преддверии похода были напряженные. Из-за развода Алиеноры Аквитанской с королём Франции Людовиком VII (который участвовал во втором крестовом походе, где Алиенора, как говорят злые языки историков, ему изменила), а также последующего брака с Генрихом II, королём Англии, гигантские территории современной Франции оказались под управлением Английской короны.

Генрих II разделил управление государством между своими сыновьями, но, несмотря на родственные связи, часть отпрысков подняли мятеж. Душой мятежа была Алиенора. Историки предполагают, что причиной восстания могла быть не только борьба за власть и титулы. Поговаривают, что Генрих II изменял жене с невестой собственного сына Ричарда.

-3
Ричард I Львиное Сердце

Французы всячески поддерживали плохие отношения между Ричардом и отцом, подливали маслица в огонь вражды, и король Франции Филипп сделался поэтому хорошим другом Ричарду Львиное Сердце. В 1189 году умирает его отец, Генрих II, теперь в руках нового короля есть власть, армия, деньги и поддержка могущественного друга. А рыцарственная душа, стремление к высокому, к идеалам (как у лебедя из басни) требовала подвигов.

-4
Филипп II Кривой

Итак, в 1189 году войска королей Франции и Англии отправляются в поход. Объединённой, гигантской армии французов и англичан путешествовать было сложно. К тому моменту, когда войска добрались до Сицилии (решено было переправляться кораблями оттуда), наступила поздняя осень. Зимовать решено было тут.

Если пирог или селедка долго стоят на столе, если их не едят, то еда быстро портится и протухает. Отношения союзников в этом вынужденном ожидании тоже портились. Дисциплина в войске падала – начались бесчинства, насилие, грабёж. Союзников Ричарда Львиное Сердце смущало, что последний имел очень серьезные виды на корону Сицилии и вёл себя в стране, как хозяин и король. Кроме того, здесь, во время ожидания попутных ветров весны, Филипп отказался жениться на сестре Ричарда. Так что с Сицилии короли отплывали уже не такими дружными и расположенными друг к другу людьми.

Французы наметили свою атаку на Акру, которая уже находилась в безуспешной осаде: войска католиков по одиночке подходили к её стенам, чтобы быть разбитыми и уничтоженными. Часть кораблей из флота Ричарда, отплывшего в эту же сторону, попали вместе с бурей на Кипр. Остров, на берег которого когда-то из морской пены вышла Афродита, в это время находится во руках узурпировавшего власть Исаака Комнина. На одном из кораблей, заброшенных непогодой на остров,  была невеста Ричарда, которую Исаак задержал. Война с Кипром теперь была делом чести! Хотя и не соответствовала целям похода. Вечный вопрос сильных мира сего: делать, что должно, что во благо народа, или вести людей на смерть, тратить их деньги во имя своих интересов.

Кипр был завоеван, где мягкого, податливого короля Ричарда (как лебедя хлебушком) обаял несчастный король Иерусалима без Иерусалима Ги де Лузиньян. В результате, Кипр был продан ему за не слишком большие деньги. Так появилось ещё одно королевство крестоносцев на востоке.

-5

У Ричарда Львиное Сердце на самом деле было два прозвища. Второе, не такое известное: Ричард Да и Нет. Дело в том, что он очень легко менял мнения. В угоду амбициям и желаниям Ги де Лузиньяна, желавшего опередить других правителей католического ближнего востока в захвате Акры, Ричард присоединяется к осаде. Брать город было сложно, захватывать его было бессмысленно. Флот Саладина не давал целиком отрезать снабжение крепости с моря, а подкрепления из глубины страны подходили к городу с востока.  При этом никаких особенных стратегических выгод захват не давал.

Но что же третий участник войны? Фридрих Барбаросса - опытный полководец, который видел второй крестовый поход, понимал, почему он так позорно провалился, знал ошибки, которые не позволили победить. Он сражался почти всю свою жизнь. И знал, что  войну нужно вести иначе, не тратить силы на бессмысленную осаду приморского города, а подорвать силы Саладина изнутри. Поэтому войска свои повёл внутрь Азии, перед этим хорошо разузнав расстановку сил и договорившись с императором Византии о проходе своих войск.

-6
Фридрих I Барбаросса

Несмотря на формальный договор, движение армии императора было нелёгким. На Балканском полуострове Византию терзали восстания: Сербия, Далмация и Болгария хотели отделиться от империи. А войска Фридриха здесь пришлись бы очень кстати. Пойти на открытое противостояние с Византией император не мог, но, тем не менее, поддерживал мятежников, помогал организовывать отряды и войска, поощрял захват городов Византийской империи.

Совсем недалеко от цели, при переправе через реку в Армянской Киликии, император Фридрих нелепо тонет в глубоких водах. Были ли виной тому тяжелые доспехи, надетые на тело императора, или ему помогли утонуть добрые люди – никто не знает. Щука из нашей басни ушла под воду, так и не достигнув Иерусалима. Есть легенда, что Фридрих Барбаросса не умер, а до сих пор сидит на дне реки, борода его растет, а когда придёт назначенный час, он вылезет из реки и наведёт порядок в Германии. Ждём.

-7

Большая часть войска его вернулась домой, в Священную Римскую империю, остатки примкнули к осаждавшим Акру. До этого все попытки захватить город заканчивались неудачей, католические военачальники подходили по одному, как послушные пациенты к лору, их было легко разбить. Несмотря на нараставшее напряжение в сборной армии французов, англичан и немцев (Ги де Лузиньян враждовал с Конрадом Монферратским, Ричард Львиное сердце с Филиппом II и герцогом Австрийским Леопольдом V), снабжение города с моря отрезано, Акра была взята в кольцо и наконец-то сдалась. При взятии города австрийские войска, захватившие одну из стен, водрузили туда своё знамя. Ричард приказал его сорвать и заменить английским стягом – что может красноречивее рассказать о добрых отношениях западных вождей? (Именно здесь, к слову сказать, был основан немецкими купцами дружелюбный орден, который позднее станет известен под названием Тевтонского…)

-8

Окрылённые успехом, войска крестоносцев двинулись по побережью, захватывая небольшие города и замки. Ричард при этом вёл оживлённую переписку с Саладином, что тоже не добавляло популярности среди своих союзников.

Осада Иерусалима, несмотря на то, что часть города оказалась в руках крестоносцев, не могла длиться дольше. Филипп Французский, как рак, который пятился назад, отплыл домой. Он нарушит договор с Ричардом, который обязывал забыть все войны и распри между государствами, пока оба правителя не окажутся дома, и не пройдёт 40 дней. Кроме того, Филиппом были поддержаны притязания Иоанна (позже известного, как Безземельный. Именно во время его несчастливого правления появилась «Великая хартия вольностей», и имя «Иоанн» стало проклятым и несчастливым в Британии среди королей) на Английскую корону.

-9

Одинокому Ричарду ничего не оставалось: в 1192 году был заключён позорный мир – крестоносцы получали во владение всего лишь тонкую полоску земли у моря. Иерусалим оставался в руках неверных. А Ричард, наживший себе во всей Европе и Азии, оказался схвачен в Австрии и заточен в тюрьму. Выйдет он оттуда только благодаря своей матери Алиеноре. Семидесятилетняя женщина лично отвезла колоссальную сумму денег в Германию, проскакав половину Европы. Она не знала, что её любимый сын умрет у неё на руках через пять лет от заражения раны.

Но надежда вернуть Святую Землю под свой контроль не умерла, надежда отомстить осталась живой. Жажда власти, денег и славы не утихла. Корабли, которые повезут новые войска на восток, уже бороздили море, ветер был в их парусах, и скоро он направит их в новый крестовый поход.