Найти тему
Истории из жизни

Нечто из могилы

Оглавление

В конце 1990-х годов я работал на запорожском телевидении. Готовил очередной сюжет для информационной программы и решил взять короткое интервью у какого-нибудь служителя церкви. Отец Фаддей, священник Покровского собора из района Зеленый Яр, согласился ответить на мои вопросы.

Соседний холмик

В назначенное время приехали мы с оператором в церковь. Однако отец Фаддей, извинившись, сказал, что встречу придется перенести. К нему обратилась женщина с просьбой срочно освятить квартиру. Впрочем, если у нас есть время, можно поехать с ним и поговорить после обряда. Мы согласились. Женщина, ее звали Мария Михайловна, тоже не возражала.

Священник поехал к себе захватить необходимые для обряда вещи, а мы с оператором и Марией Михайловной отправились к ней домой. Жила она недалеко от центра в стандартной хрущевской пятиэтажке. Вот что она рассказала, пока ждали отца Фаддея.

Несколько лет назад похоронила Мария Михайловна свою мать, остались они с дочерью вдвоем. С тех пор часто бывает на Калустяном кладбище, ухаживая за родной могилкой. Как-то обратила внимание на соседний холмик, неухоженный и заросший. Судя по фотографии на могильном камне, там был похоронен мужчина. За все годы Мария Михайловна ни разу не видела, чтобы к заброшенной могиле кто-нибудь приходил. Помнится, как-то подумала: «Плохим, видимо, был человеком при жизни, раз после смерти его забыли».

Лик на стене

Примерно за год до нашей встречи сидела Мария Михайловна у себя дома, смотрела телевизор. Дочери дома не было. И вдруг женщина почувствовала, что кровать, на которой она сидела, начинает приподниматься, как будто сбросить ее хочет.

На окне комнаты лежали несколько сухих каштанов, так один скатился сам по себе и больно стукнул Марию Михайловну по ноге. Потом что-то на нее навалилось и начало душить. Она явственно ощущала, как горло ей сдавливают. Женщина попыталась защититься, и руки нащупали в воздухе нечто, похожее на ком паутины. Было ощущение, что она оттолкнула кого-то. И тут на стене она отчетливо увидела лицо, смотревшее на нее с ненавистью. Это было лицо мужчины с кладбищенской фотографии.

С тех пор Мария Михайловна лишилась покоя. Неизвестное существо являлось к ней, не давало спать, пыталось душить. В последние дни это случалось особенно часто, вот почему она решилась пригласить священника. Говорят, из освященной квартиры нечистая сила (а ее, по-видимому, Мария Михайловна потревожила во время визита на кладбище) уходит.

Нет сил терпеть!

Начав рассказ совершенно спокойно, женщина закончила его, еле сдерживая рыдания. Видно было, что даже воспоминания о пережитом приводили ее в паническое состояние. Очевидно, на наших лицах читалось откровенное недоверие к услышанному, и, успокоившись, Мария Михайловна сказала, что никогда не страдала галлюцинациями и нервными расстройствами, не суеверна. Ей все равно, верим ли мы в то, что она рассказала, просто нет сил терпеть больше визиты нечисти.

Признаюсь, Мария Михайловна действительно производила впечатление человека здравомыслящего и образованного. Об этом говорили и многочисленные книги, находящиеся в квартире. На мое предложение записать ее рассказ на видеокамеру хозяйка ответила отказом, сказав, что не хочет выглядеть посмешищем в глазах телезрителей.

Наконец, пришел отец Фаддей. Я помог ему подготовить квартиру: развесил крестики в углах, закрепил свечи над ними. После ритуала освящения и окропления всех углов священник дал мне, как договаривались, интервью.

Поздний звонок

Прощаясь, я оставил Марии Михайловне номер своего телео>она, попросив позвонить, независимо от того, появится или нет нечистая сила. Она взяла номер больше из вежливости, чем от горячего желания делиться с посторонними своими неприятностями. Звонок, однако, раздался уже через день, поздним субботним вечером.

- Приходите скорей, снимите его на камеру. Я согласна на все.
- Да что случилось?
- Он сидит у меня на голове, рвет волосы. Зачем, говорит, священника вызывала? Приезжайте, покажите его по телевизору, может, он уйдет после этого!

Голос в трубке был измученный. Судя по всему, Марии Михайловне изрядно досталось от визитера. Но смешно ведь идти снимать то, что, кроме нее (а я был уверен в этом), никто больше не видит. Да и не было поздним вечером со мной рядом оператора с видеокамерой. Короче, под вежливым предлогом я отказался приехать. А на следующий день сам позвонил женщине, но не застал ни ее, ни дочери.

Дело обычное

Так случилось, что лишь через несколько дней я позвонил ей снова. Мария Михайловна была суха и сдержанна: то ли обиделась на меня, то ли стеснялась собственного срыва. Тем не менее рассказала, что в ночь после освящения квартиры отцом Фаддеем нечистая сила появилась вновь и едва не задушила ее. Утром Мария Михайловна пошла в церковь на Малом Базаре и попросила священника еще раз освятить квартиру. А на следующий день такой же обряд был совершен в третий раз. С тех пор нечистая сила к ней не являлась.

- Если все же явится, сообщу, - заверила Мария Михайловна.

Прошло несколько лет. Ни Мария Михайловна мне, ни я ей ни разу не звонили. Думаю, после троекратного изгнания нечисти женщине спится по ночам спокойно.

Отец Фаддей, еще когда говорили с ним в квартире Марии Михайловны, сообщил, что посещение дома нечистой силой - дело обычное. По-видимому, похоронив много лет назад мужчину, могилу не «запечатали». Вот его душа и увязалась за женщиной, обратившей внимание на запущенный холмик. После освящения жилища нечистая сила покидает его. Бывает, однако, одного раза мало.

Вот свидетелем какой истории мне довелось стать. Я изложил как можно точнее. Все остальное - без комментариев.

Свято-Покровский собор
Свято-Покровский собор