Для меня новая статья – это не что-то выдуманное, а всегда пережитое. Наше священническое служение – это погружение в глубину жизни, где можно черпать самые разные темы для новых духовных бесед. А ещё – соприкосновение с народом, почти всегда с его горестями, и редко – с радостями. Священнику нужно уметь сопереживать людям. Лучше всего это удаётся на исповеди. За прошедший пост их было немало, а значит, были поводы о многом подумать. И хотя мы постоянно говорим, что на исповеди нужно каяться в грехах, а не разговаривать про жизнь, люди всё равно успевают задать вопросы и хотя бы кратко обсудить свои наболевшие проблемы. Говорят, что нет глупых вопросов, есть глупые ответы… И каждому вопрошавшему, согласно Св. Писанию, надо дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15 ). Довольно много вопросов относительно снов. Иногда прямо цитируют Шекспира: «Ну и сон же мне приснился! Такой сон, что не хватит ума человеческого объяснить его!» («Сон в летнюю ночь»). Батюшка, помоги разобраться!!!
Довольно часто во сне людям являются усопшие сродники. Что это значит? Кто-то получает особые откровения и ответы на вопросы жизни, как, например, известный английский писатель Вальтер Скотт. Он говорил: «Многие из моих сюжетов так никогда и не увидели бы свет, если бы я не записывал все, что являлось мне во снах».
Кому-то снятся даже цветные сны, а многие композиторы во сне слышат музыку. Бывают такие сны, что, проснувшись, будильник хочется расцеловать… А кто-то повторит слова Золушки: «Сон – это желание, которое загадывает сердце, когда человек крепко спит». И с таким сном совсем не хочется расставаться… Одним словом, сны и сновидения – тема для новой духовной беседы.
Давайте откроем «Лествицу» и немного её почитаем. В этой книге мы найдём много мудрых советов, а потому будем читать её не только Великим постом, но регулярно и понемногу. Итак, «сновидения есть движение ума при недвижности тела» (Лествица 3, 25).
В этих словах «Лествицы» говорится о важном свойстве нашего ума – его подвижности.
Как источник не может не источать воду, а горящий огонь – свет и тепло, так и ум не может не рождать помышления. К сказанному добавим, что не только разум, но и сердце постоянно пребывает в движении. Оно порождает чувства. Остановить движение ума и сердца никто из людей не может, но зато можно задать им правильное, с точки зрения Евангелия, направление. Естественно, с Божией помощью.
Говоря о сновидениях, мы касаемся интересной духовной проблемы. Известно, что обычный человек 1/3 своей жизни проводит во сне. Для неверующих людей здесь всё просто. Сон – это время, необходимое для телесного отдыха и восстановления утраченных сил. Сон для большинства – бесплатное туристическое бюро, позволяющее за 8 часов попасть куда захочется.
Таким образом, жизнь для религиозного скептика представляется в виде пёстрого калейдоскопа, где следует чередование дней и ночей, времени труда и отдыха, когда сам человек уподобляется постоянно работающему механизму с интервалами для остановки и передышки.
Совсем другой взгляд на время ночного сна у христианина. В христианстве человек никогда не сравнивался с заведёнными часами. Назначение человека намного выше всевозможных трудов и хлопот по снисканию хлеба насущного и обустройству временной жизни. Каждый из нас призывается к Богоугождению, что достигается исполнением евангельских заповедей. Жизнь христианина воспринимается как важная и ответственная задача, поставленная Самим Богом каждому из людей. Верующий человек чувствует, что жить надо как-то по-особому, совсем не так, как живут все. Особенность нашей (христианской) жизни – в познании и исполнении воли Божией. Обучая себя в таком духовном делании, христианин со временем почувствует особую ценность земной жизни. Она для него будет подобна висящему над пропастью мосту, по которому следует пройти. Мост над бездной – единое целое, без всяких разрывов, так и дни земной жизни для христианина – неразрывная цепь, соединяющая временное с вечным. И это действительно так. В деле спасения нет остановок, перерывов на обед или выходных дней. Жизнь души и её развитие происходят и днём, и ночью, а значит, и во время сна. Об этом Христос говорит в Евангелии: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт не знает он (Мк. 4, 26–27).
Процесс отпадения от Бога и начало духовного опустошения происходят по такому же принципу, когда человек, потерявший внутреннюю бдительность, делается жертвой диавольской злобы и хитрости. И снова мы читаем в Евангелии про сон: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл (Мф. 13, 24–25).
В этих двух Евангельских текстах говорится о времени сна, когда менялось духовное состояние человека. В первом случае оно совершенствовалось, во втором – разрушалось. Таким образом, сон – это особый период христианской жизни, и наша задача – сделать его временем духовного накопления.
Что для этого требуется? Прежде всего, нужно опытно убедиться в различии нашего состояния в периоды бодрствования и ночного отдыха. Первый период можно назвать активным и сознательным, и потому полноценным, в то время как сон – это состояние заторможенности и бессознательности, что и определяет его неполноценность. Днём человек накапливает впечатления и переживания; ночью идёт их обработка и, что немаловажно, – особое воздействие на нашу внутреннюю жизнь. Можно уподобить дневное время киносъёмке, а ночное – просмотру записанного. Всё увиденное и услышанное в период бодрствования не исчезает, а откладывается в особом архиве, каковым является память. Ночью этот архив активизируется с помощью тонких душевных механизмов, полноценно работающих даже во сне.
Правильная религиозная жизнь – это всегда тонкое соприкосновение с духовным миром. На христианина и его внутренний мир влияют не только добрые ангелы, но и падшие злые духи.
Ученик преп. Макария Египетского, св. Евагрий Понтийский (IV в.), говорит, что бесы, как существа нематериальные, способствуют порождению нечистых образов, приводящих в движение страсти («О помыслах», 25). Бесы есть духи, имеющие способность проникать в сферу нашего сознания, а потому – они творцы многих наших снов. Примерно то же самое говорил древнегреческий мудрец и философ Платон: «Внутри каждого, даже самого лучшего из нас, дремлет неуправляемый дикий зверь, который просыпается, когда мы спим».
Во сне притупляется воля и утрачивается контроль над вниманием, и человек полностью отдаётся во власть сна. Сны рождаются в нашем сознании и могут принять любое направление не только от естественных причин, например, от болезни или переедания, но и от воздействия на человека злых духов – бесов. Тогда сновидения становятся опасными внушениями, кошмарами, ложными «вещими» знаками… Суеверный человек воспринимает увиденное в таком сне как откровение свыше, но христианин должен принимать это как искушение от падших духов.
Имея огромный опыт борьбы с человеком, бесы используют проверенный способ нашего смущения, когда через сны показывают наших родных и близких, пребывающих в скорбях и страданиях.
Преп. Иоанн Лествичник говорит о таком коварстве демонов в своих наставлениях: «Бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих».
А закончим нашу беседу важным советом из «Лествицы», который постараемся исполнить в нашей жизни. «Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить её».
МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ СНАМ? ЧАСТЬ 2
Продолжим наш разговор относительно сновидений.
«Бесы, – учит преподобный авва Евагрий, – иногда измышляют сновидения, порождаемые тщеславием, и низводят душу в трясину помыслов. Например, часто кто-нибудь видит себя во сне… либо исцеляющим телесные недуги, либо достойно носящим облачение пастыря и пасущим свое небольшое словесное стадо». Бесам свойственно предсказывать то, что не относится к душеспасительному и вечному. Суть этих мнимых предсказаний в том, чтобы христианина постигло искушение(1 Кор. 10, 13). В таком состоянии легче спровоцировать соблазн и наше падение. Когда это не удается, демоны всячески злобствуют.
Вера в сны усиливает состояние самообольщения, убеждает человека в его правоте, часто делает невозможным его духовное исцеление. Между верой в сны и прелестью существует тесная связь. Вот один из примеров, описанный святителем Игнатием Брянчаниновым в его «Аскетических опытах»: «…в Площанской пустыни (Орловской епархии) жил старец, находившийся в прелести. Он отсек себе кисть руки, полагая исполнить этим евангельскую заповедь, и рассказывал всякому, что его кисть сделалась святыми мощами и с честью хранится в Московском Симонове монастыре. Он, старец, находясь в пятистах верстах от Симонова монастыря, чувствует, когда Симоновский архимандрит с братией прикладываются к руке. Со старцем делалось содрогание, причем он начинал очень громко шипеть. Он признавал это явление плодом молитвы, но всем такое извращение виделось достойным лишь сожаления и смеха. Дети, жившие в монастыре по сиротству, забавлялись этим явлением и копировали старца, который приходил в гнев, кидался на детей и трепал их за волосы. Никто из почтенных иноков обители не мог уверить прельщенного, что он находится в бедственном состоянии».
Преподобный Иоанн Лествичник, продолжая мысль аввы Евагрия, говорит, что «бесы тщеславия – пророки во снах». Далее «Лествица» открывает нам механизм многих так называемых «вещих снов»: «будучи пронырливыми, они (бесы) заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное… Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает, перед теми всегда оказывается лжецом». Важное замечание – исполнение «вещих снов» и сновидений напрямую зависит от веры в них!
Интерес представляет и случай, произошедший с президентом Соединенных Штатов Америки Авраамом Линкольном, которому во сне пришло пророчество о собственной смерти. Ровно за десять дней до смерти ему приснился гроб под государственным флагом, стоявший посреди зала в Белом доме. Это были похороны президента страны. Занимателен тот факт, что многие величайшие ученые и деятели искусства видели вещие сны и находили в них вдохновение для совершения научных открытий и творчества. Сразу же можно вспомнить случай, когда Дмитрию Ивановичу Менделееву удалось увидеть во сне таблицу химических элементов. Можно вспомнить и другие величайшие примеры: писателю Данте приснился сюжет его знаменитой «Божественной комедии», а математик Тьюринг во сне увидел схему и создал на ее основе первый компьютер… Данные примеры порождают многочисленные вопросы по теме нашей беседы. Кто же все-таки творцы подобных снов? Как правильно вести себя человеку, увидевшему такое сновидение, которое реально осуществилось в жизни?
Давайте разбираться, опираясь на святоотеческий опыт.
Если человек малодушно вверяет свою волю этим знакам, принимая их за истинные, то тем самым он загоняет себя в ловушку, ибо падшие духи приложат все свои силы и возможности, дабы воплотить эти сновидения в действие. Главная цель демонских искушений – овладеть нашим сознанием, привлечь внимание людей к их внушениям, и самое главное – заставить человека поверить в эту диавольскую ложь. Обрабатывая таким образом христианина с помощью греховных помыслов, бесы более и более овладевают волей человека, поворачивая ее в сторону зла.
Еще одно свойство бесов, согласно преподобный Иоанну Лествичнику, – их вездесущность: «Как духи, они видят случившееся в воздушном пространстве, и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, они предсказывают это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть».
Наверное, одним из первых преподобный Евагрий Понтийский указывает отличительные свойства бесовских и ангельских сновидений. Бесовские сны приводят сердце в смятение и тревогу. Иногда последствия от подобных искушений бывают очень страшные. Могут даже возникнуть мысли убить других людей, и такие помыслы приходят как через внушения, так и во время прелестных видений, в том числе и во время сна. Одна многодетная мама рассказывала мне о таких ужасных помыслах, когда кормила своих маленьких деток, а в руке у нее в тот момент был большой острый нож.
Преподобный Иоанн Лествичник добавляет свои важные наблюдения, помогающие христианину разобраться в увиденном во сне: «Бесы многократно преобразуются в Ангелов света и образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением». Здесь преподобный Иоанн Лествичник указывает на известное изречение святого апостола Павла (см. 2 Кор. 11, 14). Самым страшным моментом в этой духовной борьбе будет посрамление такого прельщенного христианина, когда он совершит поклонение демонам, думая, что воздает его Богу. Обычным следствием подобного поступка является умопомешательство, глубокая неисцельная прелесть, а иногда и самоубийство. В таких случаях демоны полностью овладевают душой человека, которая отдается попущением Божиим в их власть за страшные ошибки духовной жизни. Требуются годы страданий и молитвы святых людей, чтобы исцелиться от такого страшного духовного недуга. У таких несчастных людей бог века сего ослепляет умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа (2 Кор. 4, 4). Апостол Павел, исполненный духовной мудрости и сострадания к людям, говорил о диавольских кознях, что нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2, 11). Но боюсь, – восклицает апостол, – чтобы, как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор. 11, 3).
Как важно услышать эти предостережения великих мужей о кознях диавола и беспечности человека. Апостол Павел указывает главную причину падения подвижника – уклонение от простоты во Христе. Такая простота – то же самое, что смирение, которое оберегает от всевозможных искушений и ошибок. Христианин должен постоянно повторять слова апостола Павла: Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова… ибо когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 9-10).
Бог только смиренным дает благодать (Иак. 4, 6), лишая ее гордых и надменных сердцем. Подвижник без благодати как рыба, вынутая из воды. Его состояние в духовном смысле смертельно опасное. Он уязвим для каждого греховного помысла и бесовского внушения. Само сопротивление искушению в нем ничтожно слабо и бесплодно, ибо совершается без помощи Божией.
Призывая нас к внутренней бдительности, «Лествица» дает важное наставление: «Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами». В подтверждение этих слов приведем пример из «Патерика», когда вера снам погубила подвижника.
«На горе Синайской жил старец-затворник, великий молитвенник и подвижник. Многие верили, что он угодник Божий, и никто не думал, что он погибнет. К несчастью, именно это с ним и случилось, ибо старец безрассудно верил снам. Диавол, узнав эту немощь, сначала стал являть ему сны, которые на самом деле сбывались, а затем уже и такие, которые изобретены были его диавольским коварством для погибели людей. Однажды во сне он представил старцу будущую жизнь и в ней всех христиан и мучеников во тьме и посрамлении, а иудеев – озаряемых светом и исполненных радости. Бедный монах, проснувшись, нисколько не рассуждая, тотчас оставил Синайскую гору, ушел в Палестину, там принял жидовскую веру и обрезание, женился, сделался врагом христиан и, наконец, не раскаявшись, заживо был съеден червями и умер лютой смертью».
В отличие от демонских сновидений, «Ангелы, – согласно “Лествице”, – показывают нам вечные муки и Страшный Суд…» Вместо радости и возношения, что, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, является знаком бесовской прелести, ангелы «пробудившихся исполняют страха и сетования». Кроме названных признаков, «Лествица» указывает еще один, по которому определяется демонское сновидение: «если оно приводит в отчаяние», ибо «согрешить – дело человеческое, – говорит преподобный Нил Синайский, – а отчаиваться – дело сатанинское».
Духовное рассуждение зарождается в человеке, когда он не имеет к снам никакой веры. Такого «Лествица» называет любомудрым, а «кто верит снам, тот вовсе не искусен».
Наш современник, афонский старец Паисий Святогорец говорил, что не надо предавать значение снам. По его мнению, можно впасть в прелесть, если начать верить не только плохим, но и хорошим сновидениям. «Девяносто пять процентов снов – ложь, – учил афонский подвижник, – поэтому святые отцы говорят, что на сны не надо обращать внимания. Снов, приходящих от Бога, бывает очень мало, но для того, чтобы истолковать даже их, нужно иметь душевную чистоту и другие необходимые качества – подобно пророку Даниилу и праведному Иосифу, которые имели благодать от Бога».
В духовном поучении, посвященном праведному Иосифу Прекрасному, святитель Игнатий Брянчанинов, обобщая святоотеческий опыт, говорит, что во всех явлениях из мира духовного нужно проявлять «благоразумную холодность и спасительную осторожность». Действительно, бывают сновидения от Бога, чему служат примером и доказательством сны Иосифа, но «состояние видящего сны и видения опасно, очень близко к самообольщению». «Зрение нашего падения и искупления, – делает вывод святитель Игнатий, – вот нужнейшее видение».
В заключение следует сказать, что в новозаветное время сны и их роль в открытии Промысла Божьего людям существенно меняется. В Новом Завете, в отличие от Ветхого, сновидения как средства откровения воли Божией теряют свое первостепенное значение. Если Бог использует сновидения, то исключительно в целях предупреждения об опасности или угрозе; одним словом, в редких случаях. Дух Божий теперь говорит и действует через Церковь, открывая людям Истину и помогая воплощать Ее в повседневной жизни.
Протоиерей Андрей Овчинников
Православие.Ru