Исполняется 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа - французского танцовщика, ставшего основателем русского классического балета.
ПРИРОДА ОТДОХНУЛА
Что-то и в самом деле не сложилось с наследственной предрасположенностью детей Мариуса Ивановича к балетному искусству. Всех своих детей Петипа обучал хореографии. За исключением, пожалуй, девочки, родившейся от его многолетней связи с костюмершей Санкт-Петербургского Большого (Каменного) театра, где он служил. Судя по всему, это связь была для него утешением и спасением от неурядиц в официальном браке с балериной Марией Суровщиковой. Их брак больше походил на взаимный парад амбиций, чем на союз любящих людей. Зато костюмерша была скромной, любящей и без претензий, чем с удовольствием и благодарностью пользовался Петипа - история не сохранила имен ни той доброй женщины, ни ее дочери. Хотя известно, что, даже создав вторую семью, он помогал своей утешительнице. А если бы именно эта девочка, незаконнорожденная и не признанная отцом, и стала бы достойной наследницей Мариуса Петипа? Он побоялся скандала, который непременно б разразился, признай он эту девочку своей дочерью.
ИМПЕРАТОРСКИЙ ПЕРСТЕНЬ
Современники со смехом рассказывали, как он дрожал, сопел, таращил глаза, топал и тяжело прыгал на сцене. Зато точно знал, что должны делать другие, чтобы балетный спектакль выглядел не собранием акробатических номеров, чем грешил в то время европейский балет, а торжеством гармонии и пластики. Тем не менее в качестве танцовщика Петипа выступал до 41 года - более чем зрелый возраст для артиста балета. И даже стал ведущим солистом в театре города Бордо, сбежав из Испании из-за страстной любви к местной балерине, имя которой история тоже не сохранила.
К этому времени Петипа переживет сладостное увлечение владелицей модной швейной мастерской Терезой Бурден, приехавшей в Россию из Германии, как и он сам, в поисках лучшей жизни. В 1850 году у них родится сын Мариус, отец признает его и даст свою фамилию, но семья у двух эмигрантов не получится. Петипа будет оплачивать обучение сына в хореографическом и Политехническом училищах, но ни то, ни другое не станет профессией молодого человека - его прославит драматическая сцена.
ЛОЖНОЕ САМОЛЮБИЕ
Юную Марию Суровщикову, выпускницу Петербургского театрального училища, Петипа впервые увидел на сцене своего театра. И влюбился без памяти. Она была прелестна, он считал, что “сравнить ее можно только с Венерой”. В 1854 году Мария и Мариус обвенчались, родили сына и дочь, однако богини любви редко становятся добрыми женами. Мария не была исключением. Нередко супруги были заняты в одних спектаклях, гастролировали по Европе, но оба, что называется, тянули одеяло на себя. При этом специалисты считали обоих весьма посредственными исполнителями.
Соперничала Мария и с другой солисткой императорского театра Марфой Муравь¬евой - война между балеринами шла нешуточная. Естественно, в склоки был втянут и Петипа. “В домашней жизни недолго могли мы ужиться с ней в мире и согласии, - писал Мариус Иванович в своих мемуарах. - Несходство характеров, а может быть, и ложное самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной”.
Ушел со сцены и сам Петипа, сосредоточившись на постановках спектаклей и преподавании. Он создаст 60 спектаклей, некоторые из которых и сейчас идут в его хореографии. Официально Мария и Мариус не разводились - дело это было хлопотное и скандальное, к тому же оба не стремились создать новые семьи. Но жизнь распорядилась иначе.
ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ
Петипа было 55 лет, когда он опять влюбился. И опять в балерину - Любовь Савицкую, дочь своего приятеля, выдающегося трагика Леонида Леонидова. Девятнадцатилетняя Любочка с радостью приняла предложение Петипа стать его женой, однако обвенчаться они смогли только в 1882 году, после кончины Марии Сергеевны. Огромная разница в возрасте не помешала супругам прожить в любви и согласии почти 30 лет.
Любовь Леонидовна легко рассталась с балетом и обрела счастье в заботе о муже и пятерых детях. Мариус Иванович активно работал до 83 лет, но потом в театре сменилось руководство, с которым он не нашел понимания. После одного из скандалов, когда директор по своему усмотрению изменил режиссуру спектакля, у Петипа случился инсульт, от которого тот не смог до конца излечиться. Тем не менее благодаря уходу жены и целебному крымскому воздуху он прожил еще почти 10 лет и тихо скончался в Гурзуфе. Тело выдающегося хореографа перевезли в Петербург и захоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Многочисленные потомки Петипа - внуки, правнуки, праправнуки - все, так или иначе, причастны к искусству, но и из них никто не стал продолжателем дела великого Петипа.