Почему англосаксам и левакам удалось 50 лет назад победить легендарного Шарля де Голля
1968 год, 50-летие событий которого мы сейчас отмечаем, ознаменовался массовыми движениями протеста. Причем протестовали по обе стороны океана и обе стороны «железного занавеса». В США студенчество и в целом молодежь выступали против отправки их сверстников на жестокую войну во Вьетнаме. В это время в Праге вовсю расцвела так называемая «Пражская весна» — результат «хрущевской оттепели» и увертюра к горбачевской перестройке. Молодые чехи и словаки ждали перемен, которые требовали их сердца, а также партийная верхушка, решившая обособиться от Москвы не без влияния Запада.
Наверняка не обошлось без него и в другой «весне» — Парижской — студенческих волнений во Франции, которые в итоге смели только что переизбранного президентом национального героя Шарля де Голля. Смели к огромной радости дяди Сэма. Это один из самых ярких случаев в истории, когда левые очень сильно помогли правым и стоящим за их спиной США и транснациональным корпорациям. Вот только почему этот очень хитроумный план удался? Попробуем разобраться…
Доллар против генерала
Конечно, основные причины политического поражения легендарного лидера «Сражающейся Франции» следует искать во внутриполитической ситуации в этой стране. Но невозможно, анализируя события весны 1968 г. и предшествующие им, отделаться от мысли, что основные заказчики и выгодополучатели были далеко за пределами Французской республики. Во всяком случае, если следовать знаменитому принципу при расследованиях и определить, кому это выгодно.
А выгоден уход де Голля был, прежде всего, Соединенным Штатам, пытавшимся спасти Бреттон-Вудскую систему, привязавшую золото к американскому доллару. Французский лидер, последний из великого поколения руководителей Антигитлеровской коалиции, ни политически, ни просто в силу своих внутренних убеждений с этим согласиться никак не мог. Правда, не мог он при этом, придерживаясь все-таки либеральных воззрений на экономику, взять и отказаться вообще считать доллар глобальной резервной валютой. Он пошел другим путем, потребовав обменять накопленные Францией деньги США на золото ровно по тому курсу, который был установлен той самой Бреттон-Вудской системой. Легенда гласит, что французский президент даже отправил за океан в 1965 г. целый корабль с долларами.
Санкции против Москвы больно ударили по самой Америке
Так или иначе, немалую сумму валютных резервов де Голлю, судя по росту золотого запаса Франции при нем, превратить безо всякой алхимии в чистое золото все-таки удалось. Разумеется, такое самоуправство США категорически не понравилось. И уж тем более не вызвал восторга у заокеанских руководителей выход Франции из военных структур НАТО в 1966 г. Вернул свою страну обратно, откуда она вышла, вроде как наследник де Голля, а на деле сторонник натовской интеграции Н. Саркози.
Великобритании в свою очередь капризный, как многим на Западе казалось, генерал мешал присоединиться к ЕЭС. Это сейчас Соединенное Королевство проголосовало за Brexit, а тогда, более 50 лет назад, англичане как раз хотели присоединиться к «Общему рынку». Франция выступала против, резонно полагая, что утратит в итоге свои лидирующие позиции в ЕЭС.
Совершенно очевидно, что англосаксам нужно было добиться ухода де Голля. И они наверняка стояли за спиной тех, кто устроил одну из первых «цветных революций», своего рода Парижский майдан.