Найти в Дзене
Anastasiada

Кривая дорожка флирта

Оглавление

Предупреждение: это не рекомендация по сокрытию недостойного поведения для мужчин.

Illustration: Greg-guillemin

В России девочек с детства учат, что нельзя заходить в лифт с незнакомыми дядями. А кто расскажет"дяде", как себя нужно вести, чтобы не пугать девочек?

Тонкая грань

Харрасмент – термин новый для нашей страны. Даже в странах, которые опережают Россию по многим параметрам, только несколько десятилетий назад начали говорить о том, что такая проблема существует, почему это вообще проблема, которую нужно отдельно выделить.

Под этот термин подходит большое количество человеческих проявлений. Это могут быть слова, физического воздействие или бездействия. Харрасмент может касаться не только пола или гендера. Он может касаться религии, возраста, каких-то заболеваний.

Харрасмент – это то поведение, которое намеренно задевает человека, заставляет чувствовать себя некомфортно в силу отсутствия контекста равенства. Человек страдает от того, что чувствует свою зависимость и невозможность за себя постоять.

Когда в нашей стране узнали о сексуальном харрасменте, то задались вопросом "Что с ним делать?"

Сексуальный харрасмент не про секс и тем более не про любовь. Это про иерархию, про желание контроля. Это про желание иметь преимущество и желание его продемонстрировать. Очевидно, что если мужчине хочется прекрасных любовных переживаний, то скорее всего ему захочется отношений с женщиной, которая активно выражает желание в этих отношениях участвовать.

Харрасмент – это уверенность одного человека в том, что он может делать с другим человеком что угодно, игнорируя согласие или несогласие второй стороны.

Харрасмент бывает не только сексуальный.
Харрасмент бывает не только сексуальный.

Харрасмент можно встретить везде, где люди взаимодействуют друг с другом.

Например, на улице мы часто сталкиваемся с кэтколлингом – «catcalling». Это когда девушка идёт по улице, а ей кричат вслед. Можно подумать: что в этом такого? Подумаешь, кто-то сделал комплимент. Но это уже сексуальных харрасмент, потому что женщина может почувствовать себя небезопасно и испугаться.

Обратим внимание на два случая, где чётко прослеживается зависимость от иерархии.

Первое место – это работа. В некоторых странах обсуждается именно харрасмент в контексте рабочего места. Как раз случай с депутатом г-н С*** показателен: журналистки, которые пришли выполнять свои профессиональные обязанности, были лишены возможности делать это оптимальным путём потому, что были задеты как женщины.

Второе место – это школа. Возможно многие слышали про скандал в московской школе №57 или скандал вокруг «Лиги школ». Тогда некоторые говорили о неубедительности в том, что было совершенно противоправное действие. Возможно эти школьницы действительно влюблялись в этих учителей, возможно всё было по согласию.

Конечно же это невозможно таким образом трактовать. Учитель изначально обладает большими ресурсами воздействия на учеников.

Многие знают случаи, когда в ВУЗах некоторые преподаватели позволяют себе сказать/дать понять девушкам, что если от них не будет определённой реакции на действия в отношении их, то не будет зачёта или должного результата на экзамене. Очевидно, что такие девушки сталкиваются с дискриминацией: они пришли учиться, а от них хотят совершенно другого.

Почему же нам нужно понимать, что это именно дискриминация, а не навязчивое поведение?

Отношения между людьми могут быть абсолютно разными, но у каждого человека есть право на безопасность. Она может определяться в контексте физического здоровья и психологического.

Когда женщина сталкивается с тем, что ей предлагают особые условия для достижения её цели, то это, безусловно, проявление дискриминации.
Когда женщина сталкивается с тем, что ей предлагают особые условия для достижения её цели, то это, безусловно, проявление дискриминации.

Вопрос о дискриминации должен быть адекватно отражён в законодательстве. Вокруг этой темы должна быть общественная дискуссия, чтобы люди знали, что это проблема есть и ее нужно решать. Нужно добиться того, чтобы в нашей стране поверили в равенство мужчин и женщин в жизни, а не только на страницах Конституции.

К большому сожалению, дискриминация женщин существует не только в контексте харрасмента. В нашей стране есть и домашнее насилие, и сексуальное насилие, и изнасилование. Однако даже эти очевидные правонарушения могут в нашем обществе имеют неоднозначную оценку.

Несмотря на то, что в УК РФ есть статья об изнасиловании, у полицейских есть профессиональный термин «ненастоящее изнасилование». Это значит, что если женщина активно не кричала, не говорила «нет», не пыталась убежать, не пыталась сопротивляться, то она возможно была и согласна. То есть в этом случае в правоохранительной системе как будто не очень-то нужно её защищать. Безусловно это чудовищно. Это демонстрирует, что наши полицейские – это представители того же самого общества, где эта проблема дискриминации женщины не воспринята ещё должным образом.

Нужно активно реагировать

Важно понимать, что отсутствие должной реакции и действия на слово равно, как и их непонимание, может привести к страшным последствия. Например, убийствам. К сожалению, очень много женщин сидит в тюрьмах за умышленное убийство, которое стало результатом защиты жизни и здоровья.

Это проблема

В нашем обществе всё очень плохо с восприятием этой проблемы, потому что мы живём в так называемой культуре насилия. Этой культурой пронизаны практически все сферы нашей жизни. Не так давно считалось, что, если женщина говорит «нет», это на самом деле значит «да». Сейчас есть современное восприятие того, как должно выглядеть согласие: «да» - это «да». Если женщина говорит «нет», значит это «нет».

Нужно сказать активное «да», чтобы контакт был добровольный.
Нужно сказать активное «да», чтобы контакт был добровольный.

Есть понятные принципы. Они помогают понять, что всё происходит по желанию обеих сторон.

· чёткое «да»,

· активное физическое участие,

· равенство партнёров,

· возможность отмены.

-5

Так, говоря о равенстве партнёров, мы понимаем, что в контексте сексуального харрасмента, который обсуждался у нас в СМИ в связи с поведением господина Слуцкого, равенство сторон отсутствовало. Был даже комментарий, что если женщинам-журналисткам не нравится эта работа, то им нужно её просто поменять. Женщины не могли ни в правовом, ни в этическом плане отстоять своё право на работу в оптимальных для них условиях, право не подвергаться дискриминации. Кроме того, у них не было возможности отмены действий.

Эти принципы подходят во избежание сексуального насилия. Очень часто мужчинам хочется думать, что если женщина уже согласилась, то этого достаточно для любых дальнейших действий. Но это не так.

Совет мужчинам: если женщина активно не показывает, что она хочет от вас каких-то отношений, вы можете быть уверенным, что вы близки к совершению преступления.

-6

Место закона

На сегодняшний день уже в большом количестве стран наказывают за харрасмент во всех проявлениях, в каких-то наказывают исключительно за сексуальный харрасмент. Тут важно отметить, что в каждой стране сложилась своя модель поведения человеческих взаимоотношений.

В разных стран по-разному могут прописывать, что такое харрасмент и по-разному наказывают за это. Есть страны, где просто наказывают за харрасмент. Есть страны, где наказывают именно за сексуальный харрасмент, а есть странны, где наказывают именно за сексуальный харрасмент на работе.

Например, в Америке нет профильного права под харрасмент, но там хватает «Билля о правах», который защищает достоинство человека.

Российское законодательство непрогрессивное. В нем нет многих необходимых законов, но всё равно есть те, которые позволяют человеку себя защищать. Есть Конституция, в которой говорится о равенстве мужчин и женщин. Если женщина приходит на работу, а от нее хотят не профессиональной работы, а хотят залезть ей под юбку, то это дискриминация, это нарушение Конституции. Об этом нужно говорить. Помимо этого, у нас есть третья статья Трудового кодекса, где говорится, что в зависимости от пола нельзя давать никаких преимуществ на работе, но и ущемлять тоже нельзя.

В России есть законы, с которыми мы можем защищаться против харрасмента. Но это непопулярная практика.

Известно, что женщины, подвергающиеся домашнему насилию, не всегда заявляют об этом в полицию, потому что боятся осуждения и обвинения. К сожалению, у нас женщины почти не заявляют и о том, они подвергались сексуальной дискриминации на работе. В нашем обществе об этом не принято говорить и не принято считать это проблемой.

Так, в 2008 годы была девушка, которая всё-таки решила обратиться в суд и доказать, что сексуальный харрасмент на работе недопустим, обвинив своего босса в домогательствах. Судья-женщина встала на сторону ответчика и сказала:

«Если бы мужчины не приставали к женщинам, то детей бы давно не рождалось».

Этой фразы достаточно, чтобы понять всё о правоприменении в нашей стране.

Вот сидит женщина, наделённая судебной властью, прекрасно понимающая, что такое выйти одной на улицу в тёмное время суток и чувствовать опасность. Она знает, что такое постараться дать отпор мужчине, который хочет от тебя внимания, а ты совершенно в этом не заинтересована. Эта женщина она может сдвинуть дело с мёртвой точки и поменять ситуацию. Но нет! Она заложник тех самых стереотипов, с которыми мы сталкиваемся почти во всех сферах нашей жизни.

В определённом смысле можно поблагодарить господина Слуцкого за то, что он дал информационный повод, который спровоцировал широкое обсуждение темы харрасмента. Мы стали нащупывать новые границы и понимать, что всё то что было, уже не изменить, но мы точно должны оставить это в прошлом и не идти с этим в будущее.