Вот уж никогда не задумывался, а как добираются домой машинисты поездов метро после смены, или как они добираются до работы к началу смены? Ведь не у всех же есть машины. А раньше, когда машин было мало и машинист не мог себе ее позволить...Оказалось все очень просто. Те у кого смены с утра, приезжают на работу с вечера, и ночуют в так называемой «общаге», в депо или на конечной станции есть комнатки, где спят отдыхающие смены. И те кто заканчивает уже далеко за пол-ночь, также досыпают до утра в этой же комнатухе и потом едут по домам. Условия там нормальные, душ, горячая еда, чистое белье.
Обо всем этом и немного больше, рассказал мой пассажир, машинист электропоезда метро, которого я вез поздно ночью домой. Интересовало то больше тайны питерских подземелий, заваленные штреки и призраки раздавленных пассажиров.
Оказалось все банальнее и проще. Но не менее интересно.
А смены такие все интересные, всегда начинаются в разное время. Могут и в 7-42, и в 23-56, а могут и в 12-01, именно так, с минутами. Как расписание поездов. Самое тяжелое-ночные смены, с ночевкой в общаге.
Оказывается что женщин в метро, машинистами не берут. Хотя в Москве и работали после войны, но тогда мужиков не хватало. Вредно очень. Шум и сумрак, влияют на зрение и слух, а уж как давят на психику. А отсутствие регулярного питания? Здравствуй, гастрит.
Платят, в принципе нормально, до 100 000 доходит, но это надо впахивать без выходных, что тоже чревато. Внимание притупляется. Перед каждой сменой очень тщательный медосмотр. Чтобы спиртное и после на работу, такое не прокатит. Да и уволить могут, если попадешься. Людей возим все-таки.
Вообще много чего нельзя. Нельзя разговаривать по телефону, есть рация, но это на крайний случай, слышат все машинисты на ветке. Нельзя слушать музыку и даже есть. Прям Устав караульной службы.
Питерское метро самое глубокое в мире. Есть станции на глубине 60 метров, а самая глубокая станция, Адмиралтейская, 89 метров. Станция-призрак, как ее долгое время называли сами машинисты, не могли запустить ее в эксплуатацию. Есть даже станция - мертвец. «Дачная», ее так и не запустили между «Ленинским проспектом» и «Проспектом Ветеранов». Но не самое длинное. Московское гораздо больше и разнообразнее. У нас почти все под землей. Мало станций, которые на поверхность выходят.
А правда, что говорят, что как и в Москве, есть метро-2? Типа, ниже основного есть еще одно, секретное, для комсостава. Не знает. Есть закрытые металлическими воротами туннели, но что за этими воротами никто не знает. А если и знает, то молчит. Все кто работает в метрополитене дают подписку о неразглашении. Да и что там в темноте, да на скорости увидишь.
Хотя людей в тоннелях много. Но как правило это электрики и обслуживающие рабочие. Видел и военных, особенно перед разными мероприятиями в городе. А вот перегон между «Звездной» и «Московской» и правда странный. По поверхности расстояние маленькое, а поезда идут долго. Очень глубокий, как американские горки. Сначала глубоко вниз, потом наверх также. Может там и есть что-то... ну кто ж знает.
Много ли самоубийц и как наказывают машинистов если они сбивают человека. Никак не наказывают. Самоубийц- единицы! Больше пурги всякой пишут. Бывает что люди по глупости лезут на рельсы, если что уронили, или в давке, раньше, когда не было ограничителей между вагонами продавливали, сейчас такого нет. Но бывает, бывает. Работа- огромная психологическая нагрузка, наоборот, психологи очень сильно работают с человеком, который сбил кого-то. Дают даже отпуск, правда без содержания. Правила метрополитена, в прямом смысле, как и правила дорожного движения, написаны кровью. За каждой буквой запрещения стоит чья-то если не жизнь, то судьба это точно. И поэтому, если человек падает на рельсы, или кого-то сбивает зеркалом заднего вида, это потерпевший сам не соблюдает правила. И машинист не в чем не виноват. А за что наказывают? Задумался... да нет вроде. Не за что.
А если тронулся и двери не закрыты? Так нельзя тронуться, за все думает автоматика. Если двери не закрыты, автоматика не даст команды на движение.
А есть такое чего машинисты боятся в туннеле? ДА! ВОДА! Сам не видел, но рассказывали коллеги, когда рухнул перегон «Лесная» - «Площадь Мужества» видели множество крыс и шквал воды, это был предвестник аварии. Вот это страшно, остаться под землей.
Интересный собеседник редкой профессии. Конечно без филологического образования, зато абсолютно искренне уверенный в том, что его работа самая нужная, и опасается он только одного, что людей стало так много, а метро не строится, и будут под землей пробки как на поверхности.
А для меня пассажир-просто кладезь информации, которая не лежит на поверхности, и очень редко задумываешься над тем, кто живет там под землей, и как им там?