Найти тему
Основной аэродром

Первый самолёт в мире, который летал на сжатом воздухе

Все прекрасно знают, что первыми управляемый полёт на самолёте совершили братья Райт в 1903 году. Так уж устроена история, что мы чаще запоминаем имена победителей и забываем о тех, кто был до них. Поэтому сегодня, мой дорогой читатель, я расскажу тебе о человеке, который за 24 года до Орвила и Уилбура Райт создал свой собственный уникальный самолёт.

Знаменитый первый полёт братьев Райт на аэроплане Flyer-1. 1903 год. Фото: Public domain
Знаменитый первый полёт братьев Райт на аэроплане Flyer-1. 1903 год. Фото: Public domain

К 1870-м годам инженеры в разных странах серьёзно занялись вопросом создания летательных аппаратов. Разрабатывались проекты первых планеров и аэропланов, проводились эксперименты, строились первые прототипы. Одним из пионеров авиации был наш сегодняшний герой - французский инженер и изобретатель Виктор Татен. Заниматься воздухоплаванием он начал в 1874 году и уже через 2 года построил свою первую модель орникоптера или махолёта. Крылья приводились в движение от скрученной резиновой нитью. Те, кто увлекается авиамоделизмом, знают эту конструкцию под названием резиномотор.

Виктор Татен. Фото: gallica.bn.fr
Виктор Татен. Фото: gallica.bn.fr
Орникоптер Виктора Татена. 1876 год. Фото: ctie.monash.edu.au
Орникоптер Виктора Татена. 1876 год. Фото: ctie.monash.edu.au

За последующие 3 года Татен построил множество "механических птиц" разных размеров и веса, пробовал различные варианты крыльев и маховых механизмов. Все его модели в той или иной степени успешно летали. Виктор Татен быстро понял, что орникоптеры с резиномотором не лучший вариант летательного аппарата. И в 1879 году инженер строит самолёт уникальной конструкции, который внешне очень напоминал первые аэропланы начала XX века. В результате получился моноплан с двумя винтами и четырёхколёсным шасси. Винты приводились в движение пневмодвигателем, работающим на сжатом воздухе, который был закачан в фюзеляж самолёта. Крылья и хвостовая часть были обтянуты шёлком.

Самолёт Татена с двигателем на сжатом воздухе. Рисунок. Фото: ctie.monash.edu.au
Самолёт Татена с двигателем на сжатом воздухе. Рисунок. Фото: ctie.monash.edu.au
Самолёт Татена с двигателем на сжатом воздухе. Проекции. Фото: douglas-self.com
Самолёт Татена с двигателем на сжатом воздухе. Проекции. Фото: douglas-self.com

Правильнее будет называть аэроплан Татена крупномасштабной моделью - вес 1,8 килограмма при размахе крыльев 1,9 метра. Естественно, что никакого лётчика в воздух он поднять не мог. В один из тёплых дней 1879 года Виктор Татен приготовил свою модель к первому полёту. На специальной круглой деревянной площадке в центре был установлен шест, к которому с помощью троса привязали самолёт. Инженер запустил двигатель и после пробежки по кругу аэроплан поднялся в воздух. Так состоялся полёт первого в мире самолёта на сжатом воздухе. Для того времени это был серьёзный прорыв!

Первый полёт самолёта Татена. Гравюра. Фото: ctie.monash.edu.au
Первый полёт самолёта Татена. Гравюра. Фото: ctie.monash.edu.au
Оригинал самолёта Татена в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже. Фото: commons.wikimedia.org
Оригинал самолёта Татена в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже. Фото: commons.wikimedia.org

Виктор Татен разработал ещё несколько миниатюрных аэропланов с паровым двигателем, которые успешно летали. Его летающие модели внесли огромный вклад в развитие воздухоплавания во Франции и во всём мире. Татен также приложил руку к конструированию дирижаблей и первых французских самолётов. Его совместный проект с Луи Поланом можно было увидеть на авиационной выставке в Париже в 1911 году. Ну а оригинал того самого первого самолёта с пневмодвигателем мы сегодня можем своими глазами увидеть в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк, подписывайся на канал Основной аэродром, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания?
Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com