К моменту появления ребенка я имела весьма смутные представления о «раннем развитии». Казалось, в первые месяцы жизни младенца достаточно любить, носить на руках и много улыбаться. Чем, собственно я и занималась самозабвенно.
Но первый отрезвляющий призыв к материнской совести случился довольно скоро – в 3 дочкиных месяца. Тогда подруга, опытная многодетная мать, сообщила, что пора срочно развивать ребенка. Она именно в этом нежном возрасте начинала плотно работать со своими девочками.
Мои же попытки привлечь внимание дочери к карточкам со словами, успеха не возымели – ей куда более интересными (и вкусными) казались собственные (недавно обнаруженные) руки.
Второй заход на интенсивное развитие интеллекта у нас произошел в полгода. Тогда уже подросшая дочь смогла взглядом показать, что думает обо всех моих карточках. Помните? «Так смотрят милиционеры, руководящие работники и незамужние женщины»… И младенцы, которые не понимают, чего от них хотят.
А почему дочь не желает заниматься, все ли с ней в порядке, не упущу ли я драгоценное время, и главное – нужно ли развитие так рано? Эти вопросы и заставили меня окунуться в чтение соответствующей литературы.
И окунуться было во что. Сегодня уже не счесть всех методик раннего развития, которые предлагаются родителям. Даже тем, кто ими пока не стал, наверняка знакома, например, фамилия Монтессори (Мария).
Существуют также методики Домана, Масару Ибука, Никитиных, Даниловой, Зайцева, школа семи гномов – и это лишь часть доступного ассортимента. Чтобы не сваливать все в одну кучу, я остановлюсь на разборе в качестве примера самой популярной и самой ранней методики работы с малышами – Глена Домана. На основе изобретенных им карточек, разработаны тысячи аналогичных систем, в том числе и в России.
Метод
Автор, врач-нейрофизиолог, видит детский мозг как компьютер, в который необходимо закачать максимальный объем информации. Это должно раскрыть заложенный потенциал и дать ребенку неограниченные возможности в будущем. Причем, работу нужно начинать предельно рано, как только малыш начинает реагировать на окружающие предметы (примерно в 3 месяца).
Обучение стартует с быстрой демонстрации младенцу карточек с изображениями предметов по несколько раз в день. Второй этап (с 6 месяцев) – обучение чтению с помощью аналогичных карточек, на которых уже написаны короткие слова. Немногим позже ребенок начинает осваивать счет по нарисованным на картинках красным точкам.
Что меня смутило?
Изначально многие методики, которые сегодня применяют мамы во всем мире к своим здоровым детям, относились исключительно к коррекционной педагогике. В частности, Доман занимался по своим карточкам с маленькими пациентами с различными повреждениями головного мозга. Да, он достигал больших успехов. Но, согласитесь, одно дело – когда речь идет о лечении и восстановлении, а совсем другое – развитие мозга здорового ребенка.
В том числе, такому малышу сложно воспринимать информацию пассивно, как того требует методика. В процессе обучения ребенок выключен из процесса, его задача – только визуально охватывать информацию на карточках и запоминать ее. Причем, как говорят специалисты, это запоминание сравнимо с дрессировкой собаки и носит сугубо механический характер. Ребенок не в состоянии анализировать и понимать полученный материал. К тому же, младенцу недостаточно работы только зрительного компонента для получения полной картины окружающего мира – ему необходимо пощупать, облизать, услышать факт, а лишь после – понять и запомнить его.
Чем опасно такое развитие?
Продолжая аналогию с компьютером, можно сказать, что мозг новорожденного ребенка загружается поэтапно. Сначала включаются центры, которые отвечают за базовые потребности (дыхание и переваривание пищи), далее включается движение и все, что с ним связано. А вот «программы» контроля над эмоциями, воли, умения читать – начинают работать гораздо позже, чем хотелось бы многим родителям.
Попытки повернуть время вспять и нагрузить несозревший мозг большим объемом информации, чреваты, в лучшем случае, неврозами, в худшем – задержкой психического развития.
У малышей «плавают» механизмы возбуждения и торможения, а лишняя интеллектуальная работа приводит к нарушениям сна и поведения в целом. Более того, ребенок может столкнуться даже с физическим недомоганием: спазмами, головными болями, недержанием мочи.a
Мы – взрослые – по себе знаем, что запросто можем разболеться от умственного перенапряжения. А теперь представьте хрупкую незрелую нервную систему ребенка. Врачи отмечают, что часто симптомы проходят без лечения при снятии с детей излишней интеллектуальной нагрузки.
Не опасное, но и неприятное.
Большинство развивающих методик не учат учиться, не стимулируют жажду знаний, любовь к самому процессу познания нового и искреннюю любознательность. Вызубренные поэмы и беглое чтение на трех языках в 3-4 года, конечно, вызывает восхищение окружающих и непомерную гордость мам, которые не теряли времени даром. Но уже в начальной школе родители могут столкнуться с тем, что ребенку будет попросту скучно учиться. Интенсивное развитие в ущерб естественному может «аукнуться» и в подростковом возрасте. Психологи отмечают у таких детей сложности в общении и крайности в самооценке: либо необоснованно высокую, либо низкую вкупе с неуверенностью в себе и безволием.
И еще один пример не в пользу раннего развития. В России проводилось сравнительное исследование группы детей-дошкольников с форсированным развитием. И как оказалось, большинство участников эксперимента испытывали дефицит близкого общения с мамой.
То есть женщины могут старательно заниматься с ребенком целый день, забывая лишний раз погладить или приласкать дитя. Когда интеллектуальное развитие идет в ущерб эмоциональному, нарушается естественный баланс, что, в свою очередь, может вызвать проблемы во взаимоотношениях в будущем.
Стоит ли бояться опоздать?
Большинство современных родителей, благодаря японцу Масару Ибука, усвоили, что «после трех уже поздно». К этому рубежу они стараются успеть вложить в ребенка максимально возможный объем разноплановой информации.
Однако, есть многочисленные исследования, опровергающие эту теорию. По их данным, нет объективных доказательств существования критического возраста, после которого «уже поздно» осваивать, например, чтение, письмо или счет.
По мнению психологов, до 6 лет для ребенка главная – игровая деятельность и знания должны преподноситься дозировано, только через игру.
Кстати, дети, которые вообще не посещали никаких «развивашек» до школьного возраста, более уравновешены в поведении и реже страдают синдромом дефицита внимания.
Что же касается интеллектуального уровня, лихо опережающие своих сверстников в начальной школе дети, как правило, нивелируют свое лидерство уже к середине обучения.
Что же делать (вечный вопрос)?
Осознавать возможные риски и не переусердствовать. Все мы знаем, как важна гармония во всем, это касается и развития ребенка – оно должно быть адекватным возрасту малыша, его характеру и интересам. И, разумеется, - всесторонним: развивать необходимо не только интеллектуальную, но и физическую, и эмоциональную сферы.
Например, ребенку куда полезнее наблюдать за живым воробьем во дворе, чем выучить по карточкам 100 видов северных птиц. Чрезвычайно важно для малыша и одиночество – с первых лет жизни нужно давать ему возможность играть и общаться с самим собой. Именно в эти минуты лучше всего работает воображение. Ребенок учится думать самостоятельно, а не выполнять задачи, поставленные мамой или воспитателем.
Важно также помнить, что в раннем возрасте по-настоящему эффективно работает то, что исходит от самого ребенка. Если ему в данный момент времени нужно, в прямом смысле слОва, пробовать мир на вкус – не отказывайте ему в этом. И конечно, чаще улыбайтесь и обнимайте своего малыша.
Не пропустите полезное о воспитании ребенка, здоровье, отдыхе, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал и делитесь с друзьями!