Зададимся вопросом - отчего мы сегодня должны делать что-то лучше, чем вчера? Почему не работают вчерашние, казалось бы проверенные методы? Как нам в Уфе прививать любовь к родному городу? Об этом мы беседуем с Гюльнарой Обыденновой, директором института исторического и правового образования БГПУ имени Акмуллы, доктором исторических наук, членом ученого совета центра этнологических исследований УНЦ РАН.
- Гюльнара Талгатовна, обычно ученые начинают разговор с истории вопроса. Пойдем и мы по этим стопам и спросим – а как давно Вы в Уфе? Как давно знаете предмет исследования?
Мой приезд в Уфу не был запланирован, буду откровенна. Я заканчивала университет в Казани, познакомилась на научной конференции с ныне известным ученым Михаилом Обыденновым, доктором исторических наук, профессором, вышла за него замуж и приехала жить в Уфу. Нашлась работа в пединституте, ныне это университет имени Акмуллы. Прошла в его стенах путь от лаборантки до доктора наук. Так что предмет знаю хорошо.
Всякий путь начинается с первого шага. Как приходят в археологию?
Я увлеклась археологией в школьные годы. Родители жили в Челябинске, а ближайший центр научный, где изучали эту науку, был в Казани. Так что туда я и поступила после школы. Моим учителем был профессор Альфред Хасанович Халиков, известный археолог, друг Раиля Кузеевича Гумерова.
- Археология - одна, но пламенная страсть… Так бы сказал поэт в вашем случае?
Нет, потому что я еще увлекалась общественной работой- Была секретарем комитета комсомола Казанского университета. Но это увлечение сошло на нет- виной тому был как раз мой научный руководитель. Он, что называется, поставил вопрос ребром- или наука, или комсомол. И я выбрала науку.
- Все же это не совсем понятно. Выбирают науку… Как это произошло?
-Просто было очень интересно. Тогда в Поволжском регионе сложилось единое сообщество коллег, сильный коллектив. Все были в большой дружбе независимо от того, где жили- в Уфе или Казани. Мы работали по всему региону. Часто встречались, дружили, нас сплачивали наши старшие товарищи.
Интересно и то, почему шло развитие науки в СССР? Ведь коммунисты могли особо не церемониться…
-После войны СССР хотел стать равноправным партнером Европы. Это была политическая задача. Для этого необходимо было показать, что мы древняя страна, со своей самобытной историей. Тогда появились работы по археологии, по архитектуре Древней Руси. Именно тогда начало складываться славяноведение. Древность – это престижно. Поэтому и давали деньги на изучение материальных памятников эпохи. Тогда кстати ведь развернулась и колоссальная работа по освоению новых территорий. И тогда же археологи открыли массу объектов. Вообще археолог- это человек, который стоит на земле, отталкивается от того, что он сам нашел, потрогал своими руками.
Эта работа притягивала людей. Тогда же в Уфе и появились свои археологи, открылись соответствующие лаборатории. В 50-60-е годы в Волго-Уральском регионе образовались научные школы.
Сегодня, когда происходит смена ценностей на рыночные, это наносит большой ущерб науке, ущерб нашей ментальности. На том же Западе простые обыватели знают все свои исторические ценности, в любом городе тебе объяснят, как пройти к тому или иному памятнику. Обидно, что у нас эта работа не поставлена. Сила любого народа в истории, в исторической памяти. Ведь не случайно этот интерес так ярко проявил себя в последнее десятилетие.
Однако этот интерес в научном сообществе не всегда приветствуется…
Да, действительно, отсутствие научной цензуры привело к тому, что сегодня каждый может писать об истории, даже не будучи специалистом. История стала политической наукой, люди хотят что-то кому-то доказать.
В их работе есть и положительная сторона- они будируют общественность, разрабатывают темы, которые не трогает официальная наука.
Порой налет сенсационности не дает и ученым оставаться в рамках чистой науки. Но это происходит и оттого, что науку теперь в России финансируют куда хуже, чем в советское время. Она пытается выжить, как-то заработать на интересе к истории. Удревнение стало путем выбивания средств.
Выход из этого, конечно же, есть. Надо строить дома, но надо и сохранять памятники, находить такую возможность, чтобы туристы смогли это увидеть. Никто не приедет за тысячи километров посмотреть дома, какие есть и у них. А вот раскопки- это интересно всем. Какой-то кусок надо сохранить, музеефицировать. На этом же можно хорошо зарабатывать. А дом построили, один раз получили и все на этом.
-Так мы и подошли к предмету нашего разговора- к Уфе.
Да, сегодня наш город стал настолько сложным организмом, что необходим специальный курс уфаведения, который мы и разработали в нашем институте. История, улицы, отдельные здания, исторические персонажи- - это все курс уфаведения включает в себя. Человек, ученик, который прошел его, будет лучше разбираться в том сложном образовании, которым стал наш город. У него будет своя позиция, а это очень важно для жизни.
-На пустом месте, как известно, ничего не появляется. А были ли примеры в прошлом, как люди проявляли инициативу в Уфе, имели свою позицию?
-Да, разумеется. Вот пример из городской жизни. В 1859 году купец Н.С. Кузнецов, как сказано в документах, «желая быть полезным», выразил намерение ежегодно жертвовать на нужды приходского училища 300 рублей с принятием на себя расходов по его открытию, с тем чтобы училище носило его имя. Через два года он умер, но дело поддержки образования продолжила его брат. До 1973 года училище финансировала семья Кузнецовых и их наследников! Теперь скажите, от многих ли нынешних олигархов останется хоть какая-то память?
Мы уверены, что знание об этом щедром человеке поможет многим быть неравнодушными к судьбе не только города, но и к своей личной.
- Известно, что в Уфе было не так много женщин. Есть ли примеры неравнодушного отношения к жизни среди них?
-Сколько угодно. Традиционно жены губернаторов занимались благотворительностью. Вот Софья Александровна Аксакова. С ее благословения в Уфе разбили бульвары, высадили липы по улицам города. Открыли театр на 400 мест. Работал она и в попечительском совете Мариинской гимназии.
Известна также Марьям Султанова из рода купцов Акчуриных. Она всю свою жизнь посвятила просвещению мульсманских девочек- открывала медресе, учреждала стипендии для бедных, поддерживала приют для мальчиков- сирот, передала дом отца под приют для девочек –сирот! Это ли не пример нравственного служения! О них нужно писать книги, ставить спектакли, снимать кино…
- Помогут ли такие примеры студентам?
Несмотря на разброд и шатания последних лет, у нас все равно вырастают люди, стремящиеся к добыче знания, которые могут составить свое мнение. Это обнадеживает. Как декан я проработала более двадцати лет и могу сказать, что всегда стремилась к тому, чтобы студенты самостоятельно вырабатывали свою точку зрения. Только тогда им учиться интересно. Вот у нас появился недавно политологический кружок. Студенты обсуждают политику. У них горят глаза, у них появилась сильнейшая мотивация к учебе, они видят, что они нужны. Они реконструируют историю, начинают понимать, как важны знания и умения, как важно знать особенности времени. Начинают понимать, откуда идут истоки современного состояния дел. Эта тенденция к учебе, к здоровому образу жизни, вновь проявившаяся в последние пять лет, очень радует.
Скоро Новый год, а после него снова будет затишье. У Вас нет ощущения, что мы живем от одного праздника к другому? Как говорится, от сессии до сессии?
Это наш менталитет. Нам нужна экстремальность, только тогда мы начинаем бороться. Испокон веков Россия вынуждена была защищаться. Вот почему спокойный образ жизни не для нас. Когда у нас появляются проблемы, наш мозг начинает работать. А до этого времени он спокойно спит.
Вот почему нужна постоянная постановка задачи. По нашим студентам знаю- когда они чувствуют себя востребованными, когда чувствуют, что могу принести пользу- они и учатся. И работают хорошо.