В современном мире на уровне бытового общения слово «скептик» приобрело некий отрицательный оттенок и чаще всего означает человека, который никому не доверяет, ни во что не верит, всех критикует и ни к чему не стремится, так как не имеет никаких идеалов и ценностей.
Однако само слово «скептикос», которое имеет древнегреческое происхождение, не имеет ничего общего с такой бытовой трактовкой.
Во-первых, правильное значение слова «скептикос» - «ищущий», «исследующий», «рассматривающий».
А во-вторых, скептик – это, прежде всего, представитель скептицизма - древней философской школы.
Скептицизм — это вершина философии, так как здесь сама философия достигает своей кульминации в акте «самоубийства». Бесконечное брожение в поиске вечной истины и абсолютной мудрости заканчивается полным успокоением разума.
В скептицизме философские размышления завершаются самоуничтожением, уступая место просто образу жизни, который не является философским.
Можно сказать, что философ возвращается в свое «дофилософское состояние», но уже пройдя весь свой путь в качестве филосфа. Это как странник, который после долгих лет путешествия возвращается к себе домой. Его дом все тот же, что и был до начала путешествия. И жизнь здесь та же, только путешественник уже другой...
Скептическая философия — это философия покоя и безмятежности души. Этого состояния скептик достигает путем воздержания от любых оценочных суждений. Но исключительно после изнурительных и неудачных попыток познать истину.
Позицию скептика можно сравнить с живописцем Апеллесом, который, рисуя лошадь и пожелав изобразить на картине пену лошади, потерпел такую неудачу, что отказался от этого и бросил в картину губку, которой обыкновенно снимал с кисти краски; и губка, коснувшись лошади, воспроизвела (на картине) подобие пены.
Подобно тому, как Апеллес добивается в искусстве совершенства, отринув искусство, скептик создает творение философского искусства — душевный покой, отказавшись от философии, понимаемой как философские рассуждения.
Особенность рассуждений философии скептицизма приводит к воздержанию от принятия догматических постулатов, включая и сами скептические основы.
Скептицизм подобен слабительному, которое выходит вместе с тем, что провоцирует выйти. 😊
Что же остается после такого философского самоубийства? Остается образ жизни. Та повседневная жизнь, какую ведут все, станет жизненным правилом скептика: он будет попросту использовать, наравне с профанами, свои природные способности, чувства и разум, применяться к обычаям, законам, установлениям своей страны, следовать своим естественным наклонностям и влечениям: есть, когда он голоден, пить, когда почувствует жажду.
Получается наивный возврат к простоте? Может быть, и так, но речь идет о философе, который отнюдь не наивен. Ибо, уверенный в том, что невозможно знать, являются ли такая-то вещь, такое-то событие лучшими, чем другая вещь или другое событие, скептик обретет душевный покой благодаря воздержанию от всякого оценочного суждения о вещах — воздержанию, которое в тяжкую минуту облегчит его боль и страдания, не позволяя ему обострять чувство боли и ужесточать посланные судьбой испытания мучительной мыслью, что это — зло.
При всех обстоятельствах скептик будет описывать только то, что он испытывает, что ему является, ничего не прибавляя относительно того, каковы вещи сами по себе или какова их ценность; он довольствуется тем, что изъясняет свое чувственное представление и состояние своей чувствительности, не присовокупляя к этому никакого мнения.
Александр Полтавцев, кандидат философских наук.
P.S. Если вас интересует обучение философии, напишите мне лично в телеграмме https://t.me/alpoltavtsev и запишитесь на бесплатное индивидуальное занятие.
Также подписывайтесь на мой авторский блог телеграме “Школа философии”.