ИП как работодатель - регистрация-2018 и сроки ее проведения интересны каждому начинающему бизнесмену. Постановка на учет в качестве работодателя имеет свои нюансы, о которых рассказано в настоящей статье.
ИП в качестве работодателя: требования трудового законодательства
Возможность привлекать к трудовой деятельности работников существует не только у предприятий, зарегистрированных в качестве юридических лиц, но и у предпринимателей — физических лиц (ст. 303 Трудового кодекса РФ). При этом ст. 20 ТК РФ под физическими лицами подразумевает в том числе предпринимателей, зарегистрированных в качестве таковых в установленном законодательством порядке (см. закон «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Более подробную информацию о порядке такой регистрации читайте в статье «Регистрация ИП - пошаговая инструкция в 2018 году».
Регистрация ИП в качестве работодателя в 2018 году налагает на такое лицо определенные обязанности. Часть из них установлены трудовым законодательством, другие — иными специальными нормативными актами.
Обязанности в соответствии со ст. 303 ТК РФ:
- Заключить трудовой договор.
- Платить страховые взносы.
- Оплачивать иные обязательные платежи.
- Получать страховые свидетельства для работников, которые устраиваются на работу первый раз.
Естественно, обязанности ИП-работодателя данным перечнем не ограничиваются — он должен будет исполнять и другие, предусмотренные Трудовым кодексом.
Постановка на учет в ФСС
Одной из государственных структур, куда должен встать на учет предприниматель, решивший использовать в своей деятельности наемный труд, является Фонд соцстрахования. В ФСС регистрация ИП как работодателя в 2018 году производится по тем же правилам, что и ранее.
Правовое обоснование необходимости постановки на учет в этом внебюджетном фонде содержится в 2 основных документах:
- Законе «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ (см. п. 1 ст. 2.3).
- Законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (см. ст. 6).
Регистрация ИП как работодателя в ФСС осуществляется в строго регламентированный срок — 30 календарных дней. Отсчет этого срока производится с того момента, как ИП-работодатель оформит у себя первого работника и заключит соответствующий трудовой договор.
ВАЖНО! ИП, который не заключает трудовые договоры, а привлекает работников на основании возмездных договоров оказания услуг, в рамках перечисленных нормативных актов также будет считаться страхователем, соответственно, тоже должен встать на учет в ФСС.
Как зарегистрироваться в ФСС (заявление, прочие необходимые документы). Сроки регистрации
Предприниматель, заключивший трудовой договор с работником, должен самостоятельно обратиться в территориальное отделение Фонда соцстрахования по месту регистрации.
В соответствии с пп. 7 и 11 Порядка регистрации…, утв. приказом Минтруда России от 29.04.2016 № 202н, страхователь-физлицо должен представить следующие документы:
- Заявление по форме.
Скачать форму заявления можно по ссылке: Бланк заявления о регистрации ИП в ФСС.
- Копию трудовой книжки привлеченного работника или трудовой договор.
Представитель предпринимателя должен для подачи указанного заявления представить в ФСС документ, подтверждающий полномочия.
В ФСС при регистрации ИП как работодателя в 2018 году заявление подается по утвержденной форме (см. приказ Минтруда России от 25.10.2013 № 574н, приложение 2).
Следует отметить, что ранее действовавший приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 959н предусматривал более широкий перечень документов для постановки на учет страхователя. Новым приказом этот перечень сужен благодаря межведомственному взаимодействию ФСС и ФНС.
Способы регистрации следующие:
- личное обращение в территориальный орган фонда;
- отправка почтовой корреспонденцией;
- регистрация через электронный сервис «Госуслуги».
После того как заявитель подал все необходимые документы, специалисты фонда обязаны в течение 3 дней поставить его на учет. ИП-работодателю при этом выдается соответствующее уведомление, которое должно быть направлено ему в электронном виде в течение 3 дней на адрес, указанный в заявлении, а если e-mail не указан, иным способом, в т. ч. письмом на адрес предпринимателя.
Регистрация в ПФР
Аналогичный (как и в случае с ФСС) порядок постановки на учет в Пенсионном фонде для ИП-работодателей существовал до 2017 года.
Однако с 01.01.2017 регистрация ИП как работодателя в этой госструктуре существенно упростилась: теперь постановка на учет осуществляется без предпринимателя. Налоговая служба после регистрации сведений о новом предпринимателе в ЕГРИП передает эту информацию в ПФР, который осуществляет учет нового страхователя.
ВАЖНО! О произведенной регистрации предпринимателю отправляется электронное уведомление, но при необходимости можно получить этот документ на бумажном носителе, письменно обратившись в территориальное отделение ПФР по месту жительства.
Автоматическая регистрация в порядке межведомственного взаимодействия, в частности, предусмотрена законом «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ. Так, подп. 1 п. 1 ст. 11 этого нормативного акта не предполагает обращения страхователя в отделение Пенсионного фонда.
Отсутствие надобности в личном посещении ПФР и подачи в это учреждение каких-либо документов для постановки на учет подтверждается и самим Пенсионным фондом (см. Информационное сообщение, размещенное на официальном сайте органа).
Регистрация в ИФНС
Отказ от заявительного порядка регистрации предпринимателя в Пенсионном фонде связан с внесением изменений в Налоговый кодекс (см. закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Данными поправками функции администрирования страховых взносов по пенсионному обеспечению были переданы органам налоговой службы.
С учетом требований введенной в НК РФ ст. 431 ИП-работодатель обязан:
- производить исчисление страховых взносов;
- осуществлять их уплату;
- направлять в ИФНС соответствующий расчет по утвержденной форме.
Форма такого расчета утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.
Сведения, которые ИП-работодатель укажет в данном расчете, перенаправляются налоговой службой в Пенсионный фонд на основании совместного соглашения от 30.11.2016 ФНС России № ММВ-23-11/26@, ПФ РФ № АД-09-31/сог/79.
Регистрация ИФНС ИП-работодателя в 2018 году не производится — налоговому органу достаточно регистрации лица как предпринимателя и налогоплательщика. Регистрация физических лиц, нанявших, например, репетиторов или домашних работников, осуществляется в соответствии с п. 7.2 ст. 83 НК РФ. Им необходимо обратиться в территориальную инспекцию по месту проживания и представить соответствующее заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@. Однако данная норма не распространяется на предпринимателей, нанимающих персонал для целей своей коммерческой деятельности (п. 2 ст. 83 НК РФ).
***
Таким образом, регистрация ИП как работодателя в 2018 году немного упростилась: отпала необходимость в посещении Пенсионного фонда, уменьшен список документов, которые необходимо подавать в ФСС, при этом сроки регистрации остались прежними.