Найти тему
мир

Гибель "Титаника": хроника событий

Всем известно, что "Титаник" столкнулся с айсбергом и ушел в ледяные глубины, одновременно войдя в мировую историю.

" Сам Господь Бог не смог бы потопить этот корабль!" - хвалился один из служащих пароходной компании "Уайт стар" на борту её нового роскошного лайнера "Титаник" водоизмещением 52 300 тонн. Он отправился по маршруту Саутгемптон ( Англия) - Нью- Йорк 10 апреля 1912 года.

Ни одно из кораблекрушений не приобрело такой громкой славы, как гибель "непотопляемого" ТИТАНИКА. Ему посвящен нескончаемый поток изысканий, книг, фильмов. Продолжаются подводные работы вокруг обломков корабля. То, что произошло 14 апреля 1912 г., известно всем, однако истинные причины катастрофы - немногим.

-2

Почему он утонул? Только ли беспечность капитана столкнула этот символ красивой жизни с плавучей ледяной горой? Вернее было бы сказать, что в нужный момент в нужном месте сошлось несколько роковых для корабля факторов.

ВЛАДЫКА МОРЕЙ

" Титаник" был перегружен собственным великолепием. Настоящий остров длиной 260 м., он намного превосходил габаритами и мощностью все океанские лайнеры ( кроме своего близнеца - "Олимпика").Всё в нем ( кроме кают третьего класса) сверкало роскошью. Одним из главных сюжетов трагедии стала не гибель самого технического чуд и не огромные человеческие жертвы, а их разномастный состав - от миллионеров и аристократов до нищих эмигрантов. Это была огромная пощечина человеческому самолюбию: капитан Э.Смит гордо заявил, что лайнер непотопляем, а через несколько дней его обломки уже лежали на дне Атлантики.

Детали происшествия так прочно запечатлелись в памяти очевидцев, что воспроизведены со стенографической дотошностью - свидетельства героизма и паники стали главной ценностью, спасенной людьми из лап стихии. Ида Стросс, жена миллионера Изидора Стросса, отказалась сесть в шлюпку без мужа ( на всех мужчин мест не хватило) - пара удалилась в свою каюту, чтобы вместе встретить смерть. Бен Гуггенхейм, тоже миллионер, выйдя на палубу, заявил: " Мы надели все лучшее и готовы утонуть, как джентльмены". Дж.Брюс Исми, администратор корабля, тайком пробрался в шлюпку и был потом затравлен газетами всего мира.

Бесславный конец лайнера известен: он с грохотом переломился и ушел на дно. К трагедии привели недостатки конструкции, особые погодные условия и пресловутый "человеческий фактор".

Трюм "Титаника" разделялся на 16 отсеков. Корабль мог оставаться на плаву при затоплении четырех, но вода хлынула в пятый. Если бы переборки герметично соединялись с палубами, катастрофы не произошло. Однако главным упущением оказалась нехватка спасательных шлюпок. Их количество соответствовало инструкции - 1894, но тогда водоизмещение обычных судов не достигало и 10 тыс. т, а "Титаник" был впятеро крупнее. Судебное разбирательство показало, что первоначальный проект предусматривал на 32 шлюпки больше, но то ли от излишней самоуверенности, то ли из-за дурацкой экономии их вычеркнули.

Человеческий фактор столкнул корабль с айсбергом, а потом увеличил число жертв. Целый день 14 апреля поступали ледовые предупреждения. С 9.00 до 23.00 их было 6 - с пяти разных судов. Одно доставили на мостик через 5 часов после приёма; одно вообще не передали капитану, а последнее - самое важное, поступившее с соседнего "Калифорниана" за 40 минут до столкновения, - не дослушали: не боявшийся льдов радист Джек Филлипс дал отбой, так и не узнав, что айсберги прямо по курсу. Ни одно из сообщений не приняли во внимание: лайнер несся вперед с опасной для таких вод скоростью 21-21,5 узла.

Всего на воду спустили 16 спасательных шлюпок и 4 складные шлюпки. Вместе они могли взять на борт тысячу с лишним человек. Но только 4 шлюпки оказались загружены полностью, и только 2 складные шлюпки дождались спасения.

Последний гвоздь в гроб "Титаника" вбили погодные условия. Спокойное море и отсутствие луны отлично замаскировали айсберг. Кроме того, эта вошедшая в историю ледяная глыба незадолго до столкновения как бы легла набок, и ее невидимая подводная часть была у самой поверхности. Когда впередсмотрящий ее наконец заметил и доложил капитану, корабль резко свернул влево, но ... слишком поздно. Правым бортом "Титаник" заскрежетал по льду. Не все даже почувствовали, как задрожал корпус. "Будто бы кто-то провел гигантским пальцем вдоль бока корабля", - вспоминала потом леди Люсиль Дафф-Гордон. Пробоина была площадью чуть больше квадратного метра, но почти 100 м длиной: достаточной для затопления 5 отсеков, затем палуб и в итоге для гибели гигантского лайнера и более полутора тысяч человек, оказавшихся в ледяной воде.

Эта трагедия потрясает даже сейчас. Несмотря на все свои недостатки, судьба "Титаника" чем-то напоминает гибель Икара - юноши, который из гордыни взлетело слишком высоко и был погублен беспощадным солнцем.

P.s.: Радиста "Титаника" одни называли героем, поскольку он до последнего момента передавал сигнал "SOS", а другие считали одним из главных виновников трагедии. Джек Филлипс не входил в команду "Уайт стар", а был служащим телеграфной корпорации " Бритиш Маркони компани". В роковой день он был на дежурстве один, но обязан был только принимать сообщения для пассажиров на борту. Получив пять ледовых предупреждения, Филлипс не выдержал, когда в 23.00 пришло шестое - с судна "Калифорниан". Он велел его радисту не засорять эфир и прекратить талдычить: "Лед, лед, лед..." На прозвучавший через час сигнал SOS с " Титаника" - "Калифорниан" не отреагировал.... Радист, вероятно обидевшись на Филлипса, уже выключил приемник и лег спать. С "Калифорниана" видели вдали сигнальные ракеты, но не придали им значения. Хотя это судно могло успеть на место гибели "Титаника" и спасти еще многих людей.....

Спасибо за прочтение, если понравилась статья - жмите палец вверх и подписывайтесь на мой канал - будет ещё много интересных статей!