Данный материал является переводом статьи Сьюзен Уолтер – режиссера фильма «Кое-что на день рождения». Эта романтическая комедия – режиссерский дебют Сьюзен (ранее она была только помощником). Она сама и написала сценарий, и сняла кино. Именно о процессе съемки Сьюзан и расскажет.
Я помню тот момент, когда моя работа в качестве помощника режиссера стала меня тяготить. Я была на съемках «Caroline in the City» (популярное телешоу в США). Звезда шоу, Лиа Томпсон, остановилась во время репетиции, чтобы спросить режиссера Джимми Берроуза о шутке, которая не пошла.
Я должна была заниматься совсем другим делом, но мне стало интересно – почему шутка не прошла? Это была подстава? (Позже я узнала, это была блокировка )
Я подошла поближе, когда Лиа Томпсон выразила свою озабоченность Джимми. Как она узнала, что что-то не так? Она тоже это почувствовала? Он мог это исправить? Она взглянула на меня, не очень, скорее, недобро: «могу я вам помочь?» Потому что разговоры об этом не являются прерогативой помощника, мне надо было работать со списком вызовов.
Я почувствовала вспышку стыда. Не о списке вызовов, это было сделано. О том, что я больше интересуюсь тем, о чем говорят Лия и Джимми, чем тем, что я должна делать. Второй помощник на ситкоме с несколькими камерами — отличная работа, с честными часами и щедрой оплатой. Но это в значительной степени управленческая работа — вы как часы, управляете людьми в соответствии с графиком. Говорите им, когда приходить на работу и когда они могут идти домой. Я делала это семь лет и жаждала чего-то большего.
Конечно, я сделала то, что делают большинство людей в тупике: я осталась. До конца этого сезона и до следующего. Этот мерцающий позор стал пылающим адом. Я начала много есть, курить и встречаться с мужчинами, чтобы наказать себя за то, что у меня не было смелости что-то изменить.
Моя работа стала легкой для меня. Но внутри я была самоуничтожена, потому что я отчаянно хотела творчества.
Друг позвал меня работать в качестве ассистента в одной компании. Недельная оплата была меньше, чем я делала в один день в качестве помощника на предыдущей. Но у меня не было перспектив для другого рекламного концерта, поэтому я согласилась.
В течение следующих 18 месяцев я читала много сценариев. Я также отвечала на звонки и гуляла с собакой босса. Я не зарабатывала много денег, но я была в восторге от того, что разговариваю с писателями, встречаюсь с продюсерами, учусь, как фильмы собираются вместе. Чтение сценариев заставило меня захотеть написать некоторые. Я добиралась до страницы 30, по крайней мере, дюжину раз. Не совсем успех, но это было начало.
Меня уволили с работы ассистента, так что я удвоила свою работу. Мои ранние сценарии были ужасными, но я не стеснялась показывать их людям, и с помощью некоторых любезных наставников и класса сценаристов в Ucla Extension они постепенно улучшались. Потом случилось что-то ужасное. Мой парень бросил меня. И мне наконец-то было о чем написать.
Благодаря этому болезненному разрыву (и свободному времени, которое у меня вдруг появилось), я закончила свой первый сценарий. У меня были некоторые контакты с моей старой работы, поэтому я смело обратилась к ним. Один человек из 20, которых я попросила прочитать, помог мне связаться с агентом и менеджером. Я была ужасно неопытна, но за эти годы я отточила свое ремесло.
За десять лет в моей карьере сценариста, вернулось чувство, что я стагнирую. Я устала сидеть за столом весь день. Я хотела вернуться на съемочную площадку, создавая больше, чем просто слова на странице. Я хотела руководить.
Я написала все, что я желаю, когда я была беременна моим первым ребенком. Это о женщине, которая пытается найти цель своей жизни, в то время как большинство людей ее возраста уже поняли это. Искалеченный ненавистью к себе, наш главный герой (которого играет блестящая Шэрон Стоун) пьет и курит и спит, чтобы наказать себя за то, что она творческая личность, которая не создает. Это было глубоко автобиографично.
В то время как большинство писателей-режиссеров не могли сказать вам, что делает тележка или почему у ведущего есть качели, я знала все. У съемочной группы есть свой язык, который включает в себя сигналы руками, военный сленг и много ненормативной лексики. Я свободно говорила на этом.
Теоретически я была достаточно квалифицирована, чтобы войти в работу. Я провела больше времени на съемках, чем большинство рабочих режиссеров (которые только снимают фильм каждые несколько лет). Плюс я написала сценарий, наверняка я его понимала так же, как и любой другой.
Но убедить других позволить мне сделать это, было нелегкой задачей. Дело не только в том, что они боятся, что вы не знаете, что вы делаете. Они боятся, что другие люди будут бояться, что вы не знаете, что вы делаете, а именно актеры и их агенты. Если вы не можете получить актеров, вы не можете управлять фильмом. И вы не можете получить только актеров, вы должны получить кинозвезды. Потому что без звезд, никто не найдет ваш фильм в переполненном рынке. И ни одна звезда не хочет работать с кем-то непроверенным, потому что если фильм терпит неудачу, то это их лицо все видят.
Так как же вы можете убедить спонсоров, актеров и их агентов, что вы можете руководить фильмом, прежде чем вы его действительно начали? Для меня, написанный сценарий был твердым началом. И я определенно получила бонусные баллы за то, что это было в основном автобиографично. Люди должны были поверить мне.
Я также знала много людей, которые могли поручиться за мое здравомыслие-руководителей, агентов, независимых производителей. Так что у меня была основа доверия. Но самое главное, что у меня было, это настойчивость. Потому что требуется много просьб, чтобы получить встречу с хорошим актером. Есть много начинающих режиссеров, но очень мало кинозвезд. Так что вы должны быть готовы ждать.
В то время как вы ждете актера, чтобы начать свой проект, будьте готовы. Я могу составить список съемок и ракурсов во сне. Если не можете, не волнуйтесь. Красота набора заключается в том, что он резко отделен, и у вас будет эксперт в каждой дисциплине, готовый помочь вам. За исключением одной области: режиссура ваших актеров.
Самое главное, что я сделала, чтобы подготовиться к управлению актерами – прошла несколько занятий по актерскому мастерству. Вы не можете по-настоящему понять, что такое игровое направление, пока не подключитесь к роли и не попробуете сыграть ее.
Ошибка новичка номер один? Слишком много болтаешь. Я не говорю о репетиции; на репетиции вы можете говорить так много, как вы хотите о том, что вы хотите. Но на съемочной площадке ваше время ограничено, и—что более важно — большинство актеров могут слышать только одну или две корректировки одновременно. Перегрузите их, и ничего не получится.
Актерские классы учат вас, как актер ломает сцену, как они готовятся, на что они реагируют. Вы узнаете, что если актер говорит вам, что он не может играть что-то так, как вы хотите, вы не можете заставить его, вам нужно попробовать что-то еще. Это будет пугать вас, когда актер говорит, что у него есть другое представление, чем у вас вы – но его видение может быть лучше. Когда вы находитесь на съемочной площадке, вы можете спросить совета о кадре, но когда дело доходит до выступления, это все на вас.
Если у вас есть твремя, чтобы узнать только одну вещь перед съемками своего первого фильма — научитесь работать с актерами. Вы можете делать красивые фотографии весь день, но если вы не научитесь управлять актерами – ваш фильм оберчен.
Другой областью, где у меня был нулевой опыт, был монтаж. Здесь я только могу посоветовать одно: больше экспериментов. Не бойтесь пробовать что-то радикальное. Первая сцена моего фильма переместилась в середину первого акта!
Люди спрашивают, стоит ли им снимать короткометражный фильм. Я полагаю, что съемки короткометражного фильма могут быть ценным опытом.
Быть режиссером — это великолепная работа. Это творческая, совместная, социальная и супер сложная задача. Так что наслаждайтесь, когда вы работаете. Удачи!