Несмотря на строгость закона гарема и непререкаемое право султанов владеть своими женщинами безраздельно, все это было сурово только в своем древние времена. К 19 веку восточные порядки сильно ослабели и в гареме появилась фаворитка, которая совсем распосаялась.
Серфираз славилась своим беспутным поведением и жуткими растратами денег. Она в одиночку тратила в семь раз больше, чем весь дворец за один месяц. Свидетели писали: "Это навредит репутации султана".
Некоторые известные жены падишахов вошли в историю красотой, некоторые интеллектом, а другие экстравагантностью. Серфираз-ханым является одной из последних. Она была женой султана Абдулмеджида, точнее одной из многих жен. В этой жаркой конкурентной борьбе Серфираз отличалась не только своей экстравагантностью, но и распутством. Очень удивительно, что его имя было замешано в публичных скандалах и сплетнях, но он не была изгнана из дворца. Интересно, почему они не смогли дискредитировать султаншу Серфираз? Это была такая страстная любовь, что Серфираз сумела стать самой популярной женщиной гарема, не только несмотря на расходы и неудобства, потрясшие государственную казну.
Теперь, для ответа на эти вопросы, мы более подробно рассмотрим воспоминания Джевдета Паши, одного из живых свидетелей того периода. Однако необходимо знать историю периода и понимать его дух. В 1853-1856 годы Крымской войны с Англией, османы были очень раскрепощены в первый и последний раз в своей истории. При таком подходе процесс модернизации набрал обороты.
До тех пор женщин никогда не видели на улицах и в развлекательных заведениях. Однако в годы войны давление на женщин было ослаблено. Покрывала на лица были упразднены, и теперь они начали бродить по улицам, закрывая лицо прозрачными вуалями с разноцветными фиалками.
В этот период истории гуляния на набережной в Стамбуле были почти эпидемическими. Богатые-бедные, аристократы и безродные при каждой возможности сбегали в Гексу, Чамлыджа, Каитхане и прочие места, устраивая пикники, если мы скажем это на современном языке. Вообще-то, это было довольно невинное развлечение. Надевая самую элегантную одежду, в самых дорогих украшениях, ухоженные верхом на лошадях в дорогих экипажах жители выезжали на берег. Согласно бюджету, с музыкантами и слугами они устраивали своеобразные соревнования между собой на богатство и статус.
Серфираз ханым была среди любителей моды. Она жила во дворце Йылдыз и родила трех детей Абдулмеджиду, двое из которых были сыновьями (Шехзаде Осман Сафаеддин, Шехзаде Сулейман и Бедия Султан).
Используя преданность Абдулмеджида, она делала то, что хотела, и отправлялась туда, куда хотела. На одном из великих празднеств она познакомилась с армянским музыкантом из района Тарабья по прозвищу Малыш Фесли и увлеклась им. Но она не могла хорошо скрывать свои отношения, и весь Стамбул заговорил об этом”позоре". Как только слухи дошли до дворца, судьба любовника Серфираз была решена. Во время посиделок в кафе в Бейоглу его настигла пуля некоего хорватского солдата. Но он не умер, а потом его семья помогла ему сбежать на острова.
Проведя некоторое время здесь, он, наконец, вернулся в Стамбул и поселился в Бешикташе, но вскоре его выследили и он умер в результате ножевого нападения двух человек. После его смерти его семья пыталась обратиться к послам Великобритании, России и Франции в Стамбуле, но вопрос был закрыт за недостачей доказательств.
Давайте от любовного фронта перейдем к расходам. Пустая трата была на самом деле результатом нового образа жизни и даже необходимостью. Не только Серфираз, но и дворцовые женщины почти все на это подсели. Вместо того, чтобы тратить по доходам, они стали занимать на рынке и закладывать под проценты свои ассигнования. Увеличение расходов привело к тому, что Казначейство стало открытым и не смогло управлять утекающей денежной наличностью.
Например, Серфираз ханым задолжала в год 125 тысяч кесе (1 кесе - 500 курушей: 625 тысяч лир). Чтобы понять размер этой суммы I например ежемесячные расходы дворца в период одного из предыдущих султанов Махмуда II не превышали тысячи кесе (5 тысяч лир). Однако во время правления Абдулмеджида расходы на дворец составили в 20 тысяч кесе (т. е. 100 тысяч лир). Как следует из документов, Серфираз ханым имела долг, превышающий расходы всего дворца за один год.
По словам Джевдета Паши, расходы Серфираз достигли точки, где " чести султана наносится ущерб." Но султан не мог избавиться от влияния этой женщины. Но, с другой стороны, он должен был оплатить расходы и другим женам. Они растратили сокровища впустую, как будто конкурировали друг с другом.
Информацию, предоставленную Джевдетом-Пашой подтвердил и другой свидетель того времени Мелек-ханым, женавизиря Кыбрыслы Мехмеда Паши: “Любовь султана Абдулмеджида к большому гарему (у султана было 27 жен и икбаль) привела к разрушению страны. Женщины были удовлетворены своими прихотями в любое время, независимо от того, какой ценой. Своими капризами они могли получить самые дорогие подарки от султана. Эти женщины, утонувшие в бриллиантах и окруженные рабынями, одетыми почти так же величественно, как их жены, выезжали на улицу в экипажах стоимостью около 900 000 курушей, каждая со всей своей экипировкой. Обстановка в их квартирах постоянно обновлялась. За два года имущество дворца модернизировалось четыре раза. Не говоря уже о том, чтобы подобная щедрость падишаха совершенно не вознаграждалась хотя бы верностью жен. Их регулярно видели в компании веселых юношей без покрывал на лицах".
Султаны и их женщины в этот период под влиянием Европы, особенно Парижа, вступили в грандиозную гонку роскоши. Спрос на одежду-наряды и косметику, быстро подхватили местные и иностранные купцы, обосновавшиеся в Галате и Бейоглу.
Одной из причин, почему казначейские расходы и долги были так высоки, было празднование свадебных церемоний султана в грандиозном великолепии, напоминающем сказки "1001 ночи". Кроме того, приданое было излишне роскошным. Летние резиденции в Стамбуле и на Босфоре в виде дворцов, павильонов, домов, вилл, а также расходы на их меблировку и техническое обслуживание были одной из главных статей расходов.
К 1857 году долги государства достигли 1,5 миллиона кесе (7.500.000 лир) из-за экстравагантности дворцовых дам. Часть этого постыдного долга была заимствована у банкиров с непомерной процентной ставкой 45 процентов. В тот же период процентная ставка по займам в Европе составляла около 4-5 процентов.
Но если вы посмотрите на жизнь Серфираз и попробуете угадать, заплатила ли она за свои грехи плохой судьбой, то вы ошибетесь. Напротив, она жила очень хорошо и очень долго, и что бы она ни делала, ей это сошло с рук. Когда она умерла в 1905 году, был похоронен в могиле Яхья эфенди с великолепной церемонией.