Ни для кого не секрет, что чаевые в ресторане или кафе составляют львиную долю заработка официантов. Отношение к чаевым у людям абсолютно разное: некоторые щедро награждают обслуживающий персонал, другие же не оставят и лишних десяти копеек. Хорошо это или плохо — мы говорим не об этом.
Сегодня очень популярной практикой в ресторанах и кафе стало включение чаевых в основной счет — отдельной строкой «Плата за обслуживание». Хорошо это или плохо? Смотреть на эту проблему можно с трех сторон.
Глазами официанта. Работа официанта сложна — с этим не поспоришь. Весь день на ногах, капризные посетители, счета….Естественно, любой труд должен быть вознагражден. Поэтому чаевые, включенные в счет — плюс для официанта в любом случае.
Глазами посетителя. Представьте ситуацию: вы пришли на деловой обед со своим бизнес-партнером. В ходе беседы вам приносят ваши заказы, один из которых неожиданно оказывается на вашей рубашке или платье. Обед испорчен? Безусловно. Другой вариант — ленивый хамоватый официант спорит с вами и пререкается. Ситуация не из приятных. А потом вам приносят счет, в котором вы видите «Плата за обслуживание». За какое именно обслуживание: испачканную одежду или неприятный спор с официантом? С точки зрения клиента чаевые должны оставаться сугубо добровольным делом. Это, своего рода, стимулирующий рычаг для всего обслуживающего персонала
Глазами владельца заведения. Сами рестораторы объясняют эту практику следующим образом. При обслуживании крупных банкетов и групповых заказов официанты тратят сил в разы больше, а чаевых получают намного меньше — если вообще получают. Сколько именно подразумевается под «намного меньше», не уточняется. Но вероятно, это чаевые менее 10 процентов от общего счета. Владельцы заведений быстро нашли выход – включение чаевых в счет, отдельной строкой, с фиксированным процентом. Безусловно такая практика имеет место быть на корпоративах, но вот при обслуживании отдельных клиентов в стандартном рабочем режиме такое ограничение накладывает неприятный осадок.
Что же делать, если вы попали в ситуацию, когда чаевые платить совсем не хочется? Согласно закону РФ, регулирующих деятельность заведений общественного питания, работающих на территории России, включение чаевых в счет, без предварительного на то уведомления, является нарушением прав потребителей (пункт 1 статья 16 ФЗ «О защите прав потребителей») и Гражданского кодекса РФ. То есть если вас не уведомили о включенных в счет чаевых заранее, вы имеете полное законное право отказаться от оплаты этого сбора. Однако вам, как клиенту, стоит быть внимательным. Если на видном месте — на входе, в меню или в другом месте, крупными буквами указана информация о включенных в счет чаевых, то клиент считается уведомленным. В данном случае действует правило «Предупрежден, значит вооружен».
В итоге, оставлять чаевые или нет — решать только вам. Далее