Почему в мире так много зла, жестокости предательства? Почему справедливый бог допускает это? Почему Иблис (Сатана, Дьявол, Шайтан и прочее имя коим Легион) дал свободу творить злодеяния. Почему люди предпочитают рабство материального свободе духа? И еще миллион подобного рода вопросов люди задают себе не менее чем две тысячи лет, с того времени, когда аврамическая традиция овладела человеческими умами и сердцами. Написано бесчисленное число богословских трактатов в рамках трех религиозных концепций, а уж о литературных произведениях, и говорить нечего… тысячи книг написано, снято сотни фильмов, а уж о постах в соцсетях я вообще умолчу. И ответом на эти вопросы стала концепция что во всем виноват не Бог, а сам человек, ибо все зло в подлунном мире от него. Квинтэссенцией этого утверждения можно назвать «Фауста» Гетё.
Очередным подтверждением данной максимы послужила первая в истории человечества мировая война, в которой никто не смог оказаться в стороне, даже племена пигмеев живущие в самой глубине экваториальной Африке, и не обладающие, как утверждают многие этнографы, вообще никакой религией, даже в духов, и в тех не верят, ощутили влияние это войны, на них стали меньше нападать племена банту.
И конечно же это не могло не оказать влияние на умонастроение людей непосредственно столкнувшись с последствиями войны и революционного хаоса последовавшего за ней. И оказало, на Джавида Гусейна, написавшего пьесу «Иблис» в 1918 году. Что, надо отметить, для тюрко-мусульманского мира несомненно было художественным прорывом.
Фабула пьесы такова - Во время войны, ранимый, романтичный, молодой Ариф задается вопросами, как «кто виноват в том, что мир охвачен войной?», «кто повинен в бедствиях людей?», «почему людьми владеют корыстные страсти?». Он во время войны потерял дом, брата, и теперь ищет спасения, в бегстве от дикости «цивилизованного» мира. Но разе можно убежать от себя. Ариф не может избавиться от вопроса «почему Бог спокойно взирает на бедствия людей?». Почему в мире господствует право того, кто сильней, но все же пока верит, что любовь, совесть и милосердие могут еще помочь людям. Согласно сюжету виной всему выступает не Иблис, а сам человек. Ариф влюблен в девушку Рену, которая отдаться руку и сердце тому, кто сумеет отомстить убийцам ее отца. На этом пути он сам становится преступником: душит свою жену Хавер и убивает своего брата Васифа, тем самым подтверждая мысль о том, что Иблис, и есть он сам.
Вот как-то так
Что касается спектакля.. Это крайне любопытное событие на мой взгляд, которое состоялось почему-то в Мензелинске. Почему? По мне тема отдельного разговора.
Возвращаясь к спектаклю - здесь несколько театральных явлений и мировоззренческих воззрений соединились таким образом, что Постановка состоялась, не скатившись в банальное морализаторство на фоне исторических событий, и это не произошло не на уровне текста, фабулы пьесы или каких то иных, лежащих на поверхности сущностей, а на уровне контекстов. Ставил спектакль якут Сергей Потапов выросший в языческой, шаманистической цивилизации, хоть приправленной православием в последние пару сотен лет, даже с учетом советского периода. Пьеса написана азербайджанцем Джавидом Гусейном, родившийся в семье религиозных деятелей. Не могу утверждать, но большое количество мистики в пьесе по мне объясняется шиитским взглядом на мир. Шиизм в исламе именно то место, где мистицизм нашел свой родной дом. Художников постановщиком – оказался калмык Валерий Яшкулов, проводник буддисткой традиции. Ну и поставлено это в традиционном татарском театре, до недавнего времени, заповеднике бесконфликтного театра, театра бытовой комедии и советских производственных драм. И вот этом месте, в Мензелинске и случилась химия… В мертвое тело вошла душа….и это хорошо.
В последнее время лед начинает трогаться, благодаря Камаловскому и Альметьевскому театрам, которые в последние годы прилагали воистину титанические усилия, чтобы создать точку опоры, для переворачивания мира, и теперь к ним присоединились Мензелинский театр, и независимые проекты как «Алиф», и какой никакой пульс на кардиограмме татарского театра начал проявляться.
Конечно, те, кто видел спектакли Сергея Потапова – мгновенно узнают что «Иблиса» поставил именно Сергей Потапов а не кто то другой. Схема света, мизансцены, эмоции, и конечно же дым, вы можете увидеть в каждом его спектакле. Иногда это не уместно, как, например, в казахском «Вишневом саду» по Чехову, иногда уместно, как в данном случае, и как в эстонском «Оборотне».
Можно было бы еще много чего порассказать о хорошем сценическом воплощении от Яшкулова, о замечательной игре Рустема Зиннурова, но лучше это самим увидеть, чем читать об этом… ну и так далее. Главное надо помнить, дьявол кроется в деталях
И Иблисом, который сделал для меня этот спектакль Событием – стал крошечный эпизод где то в середине постановки, в которой турки схватили русского офицера который оказался казанским татарином. Надо отдать должное Потапову, который замечательно поставил эту сцену, показав наше татарское, место в этом мире. Он, пленный офицер, с такой детской наивностью всматривался в глаза турецких офицеров и говорил, что он свой, татарин, мусульманин, просто его заставили воевать против своих….и его не надо убивать….Это очень хорошая метафора о судьбе покоренных народов, которых заставляют таскать каштаны из огня подобно героям басни Лафонтена «Обезьяна и кот», и вспоминая нашу историю, думаешь, что галльский вождь Бренна говоря фразу: «Горе побежденным» обращался не к римлянам, а к нам, татарам…
Ради этого эпизода этот спектакль должен быть и существовать дальше.
В общем – идите и смотрите.
P.S. Ну и фотографии в альбоме
https://vk.com/album-151158081_253575625