Привет Всем Ножеманам!
Модель ножа Модель ножа Fallkniven F1 (Фолнайвен Ф1) начиная с 1995 года официально приобрела статус ножа для выживания военно-воздушных сил Швеции.
Этот нож устанавливает новые мировые стандарты
При создании F1 были учтены самые важные факторы – эргономика, прочность конструкции, удобство использования, привлекательный внешний вид и стоимость ножа. Нож Fallkniven F1 (Фолнайвен Ф1) входит в комплект носимого аварийного запаса каждого пилота истребителя ВВС Швеции, а для гражданских лиц F1 позиционируется компанией как нож для охоты и туризма.
У этого ножа действительно долгая и интересная история, основатель компании Петер Хертбергер (Peter Hjortberger) начал свой бизнес 1984 году, тогда он не производил ножи, он работал именно как продавец ножей других компаний
В том же 1984 году он представил Швеции первый цветной полноразмерный каталог ножей из США, Европы и Японии. Этот каталог стал очень популярным и вскоре Петр стал неким оружейным ножевым бароном в Швеции, продажи шли в гору и всё у него было весьма неплохо
В 1987 году с Петером связались из управления материально-технического обеспечения вооруженных сил Швеции, им нужен был лучший нож выживания для пилотов ВВС. Дело в том, что ВВС Швеции готовились к запуску нового современного истребителя Saab JAS 39 Gripen (Сааб ДЖАЗ 39 Грипен)
И в концепцию этого дорогого, крутого истребителя, ну никак не вписывались ножи Мора с которыми ранее пилоты ходили, прикрепив их на ноге
Поэтому ВВС понадобился новый надежный современный нож выживания
Петер занялся поиском достойного ножи и заказал несколько образцов из США, Европы и Японии, и начал тестировать их. В ходе тестов оказалось что ни один из этих ножей не подходит под требования ВВС. Они были слишком маленькие или слишком большие, плохо обработаны, плохо удерживались в холодной либо мокрой руке.
Тогда Петер начал думать, какой нож выживания должен быть у пилота, который был вынужден покинуть самолет
Вообще в то время ножи военных Швеции были либо очень простые, как например, та же самая Мора, которая стоила буквально по одному доллару за нож, либо это были различные штык ножи, которые остались ещё со времен Второй мировой войны.
В то время информацию было получить достаточно сложно, ведь не было того же самого интернета, и вся информация о ножах в Швеции была доступна только из охотничьих журналов, и тем не менее американская ножевая культура всё-таки просочилась в Швецию и в этой стране понадобились ножи с новыми формами и с новыми сталями.
Петер понимал, что нож необходимый ВВС Швеции, скорее всего никогда не будет использоваться как оружие, основной задачей ножа будет обеспечение выживания пилота.
Сталь должна была быть нержавеющей, но при этом она должна была достаточно неплохо удерживать режущую кромку, рукоять естественно должна была быть максимально эргономичной, нож должен был надежно удерживается как в холодной, так и в запотевшей руке.
Самое интересное это - вес ножа
Дело в том, что нож должен быть в меру легким, так как при катапультировании пилот может испытывать перегрузку до 9G, то есть вес самого пилота и его снаряжения увеличивается в девятикратном размере, и при вот такой нагрузке избыточный вес ножа мог разорвать всё снаряжение на пилоте. Но при умеренном весе нож должен быть достаточно мощным, чтобы выдержать все самые суровые испытания в режиме выживания летчика.
И тогда основатель Fallkniven сел и сделал простой эскиз
По сути получился современный охотничий нож, довольно толстый и широкий, с конусообразным клинком и выступающим хвостовиком, проходящим через всю рукоять из специальной, Хай-Энд стали произведенной в Японии АТС-34 от Хитачи Металс (Hitachi metals) и надежной клетчатой рукояткой из синтетической резины эластомера.
Фокус внимания был на создание действительно ХОРОШЕГО ножа, не акцентируя внимание на его стоимости. Но вскоре основатель Fallkniven узнал, что офицерский состав не был готов к такому уровню цен, который мог предложить Петер.
И хотя ВВС Швеции действительно хотели его нож, управление материально-техническим обеспечением вооруженных сил Швеции все равно связалось и с другими производителями ножей, причём даже за границей, и попросило их предоставить свои варианты ножей по выживанию, дав за основу им наработки основателя Fallkniven.
Это было чертовски неприятно, так потратив огромное количество времени и сил, наработки Петера, могли легко уйти к конкурентам, а вместе с ним и контракт на поставку ножей для армии.
Тем не менее, ни один из производителей не смог соответствовать концепции Fallkniven и в 1995 году компания Fallkniven сделала поставку в несколько тысяч ножей F1 для ВВС Швеции, а через год компания начала продавать ножи F1 на гражданском рынке. И продажи были рекордными.
В то время очень сильно выросла мода на складные ножи, во всяком случае в США, и практически все производители перестали делать акцент на ножи с фиксированным клинком из современных сталей. Поэтому когда Петер Хертбергер представил первый в мире нож с фиксированным клинком из премиум стали, он по сути стал первопроходцем в этой области.
Конечно его конкуренты вскоре поняли, что произошло, но время уже было упущено и они не смогли составить достойную конкуренцию ножам Fallkniven. Именно по этой причине Ф1 до сих пор остаётся лидером на рынке, когда речь заходит о ножах выживания или ножах для охоты.
Продажи F1 шли очень хорошо и вскоре Петер Хертбергер продавать ножи других фирм и сосредоточился на своёмпроизводстве, так зародилась компания Fallkniven.
Сегодня в ножах Fallkniven, сталь ATS-34 заменена на ламинированную VG-10, ламинатом Кобальт Спешел и ламинированной супер порошковой сталью 3G, но форма ножа осталась такой же что и 30 лет назад.
SAAB Group, которая производит истребители Сааб ДЖАЗ 39 Грипен, заключила контракт с Fallkniven еще на 22 года, на выпуск ножей серии F1.
Это была история легендарной компании и легендарного ножа, который и сегодня вы можете себе приобрести (если статья наберет 300 пальцев вверх, я расскажу где можно взять оригинальный Ф1 за понятные деньги)
Всем пока!
==============================================================================
P.S. Палец вверх с левой стороны видите? Делайте по нему ТЫК. Обязательно подписывайтесь на этот канал - это лучшая мотивация писать больше статей.